У архитекторов всего мира и ценителей архитектурных шедевров сегодня профессиональный международный праздник — Всемирный день архитектуры (World Architecture Day), который отмечается в первый понедельник октября. Этот праздник был учрежден Международным союзом архитекторов (МСА) в 1985 году.
Сегодня Международный союз архитекторов – это единственная глобальная организация, представляющая 3,2 миллиона архитекторов в мире и в 2018 году она отмечает 70-летие со дня своего основания.
Каждый год у праздника определенная тематика, к примеру, в 2017 году праздник проходил под девизом «Город-пространство совместного пользования».
Мероприятия 2018 года проводятся в рамках темы «Архитектура … для лучшего мира».
О, музыка, застывшая навеки!
Красивы как твои лепные веки,
Рельефный профиль, статные фигуры…
Твой день сегодня –
День АРХИТЕКТУРЫ!
Спасибо всем служителям искусства,
Что, в камень, облекая чувства,
Наш серый мир практично украшают
И завещанье поколеньям оставляют!
Традиционно в свой профессиональный праздник архитекторы во всем мире собираются на конференции, на которых они обсуждают условия и результаты своей практической деятельности, рассматривают проблемы архитектурного образования, устраивают творческие дискуссии, флешмобы, лекции, фестивали, выставки и другие мероприятия.
Каждый год библиотека академии так же готовится к этому празднику и представляет для вас, уважаемые пользователи, книжные выставки и просмотры литературы по архитектуре.
Сегодня коллектив библиотеки ДонНАСА поздравляет всех архитекторов академии с этим замечательным праздником и приглашает в очередное увлекательное путешествие в мир архитектуры в книжном формате под названием: «Под небом духовности» (Исторические факты, архитектурные шедевры храмов, церквей, часовен).
Знания о древних храмах и о современных культовых сооружениях способны обогатить духовный мир человека, сделать его разнообразнее.
На выставке «Под небом духовности» представлены альбомы и книги с описанием выдающихся архитектурных сооружений мира, построенных в различных странах и в разные времена – от Древнего Египта до современности. В каждой архитектурной постройке воплощен не только дух времени, но и самобытность национальных особенностей страны, ее история, выраженная в стиле, материале и форме.
Представляем вам несколько книг по общим вопросам архитектуры из фонда библиотеки академии.
Архитектура XX века / Ле Корбюзье ; Пер. с французского В. Н. Зайцева и В. В. Фрязинова; Составитель М. В. Толмачев; Редактор С. Д. Комаров; Послесловие К. Т. Топуридзе. — 2-е издание. — М.: „Прогресс“, 1977. — 303 с., ил.
Имя Ле Корбюзье, смелого новатора в архитектуре, теоретика современного зодчества и градостроительного искусства, широко известно во всем мире. В течение полувека Ле Корбюзье выступал за создание новой архитектуры, нового градостроительства, за то, чтобы обеспечить всех и каждого достойным человека жилищем. Им опубликованы научные исследования, полемические выступления, книги по теории архитектуры и искусства.
Бирюкова Н.В. История архитектуры: Учеб пособие. / Н.В. Бирюкова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 367 с.
В учебном пособии дается краткое изложение курса истории мировой и отечественной архитектуры. Приводятся основные художественно-конструктивные направления формообразования в мировой архитектуре. Отличительной особенностью данного учебного пособия является более структурированная лекционная часть, подробное изложение разделов по современной архитектуре.
Также предложенный материал сопровождается иллюстрациями, экзаменационными и контрольными вопросами для самопроверки. Приводятся примеры тестов по разделам и карточек экспресс-контроля по отдельным темам дисциплины. Даются рекомендации по проведению «круглых столов» и составлению карточек контроля.
Деревянная архитектура русского Севера. Страницы истории / М. И. Мильчик, Ю. С. Ушаков. — Л. : Стройиздат, Ленинградское отделение, 1981. — 128 с., ил.
Книга посвящена некоторым малоизученным страницам истории деревянной архитектуры русского Севера XVII — XVIII вв. Она целиком построена на подлинных письменных и изобразительных документах. Привлекаемые материалы позволяют впервые подробно рассказать об организации и ходе строительных работ, о «добром мастерстве» плотников Севера. Книга иллюстрирована репродукциями старинных чертежей, миниатюр и фотографиями. Предназначена книга архитекторам, историкам, искусствоведам, а также читателям, интересующимся русской народной культурой.
Шуази О. История архитектуры / О. Шуази. – М.: ИВАА, 1937. – 327 с.
Труд Шуази — это взгляд профессионала на историю становления и развития человеческого общества сквозь призму взаимопроникновения различных архитектурных приемов и форм. В настоящее полное издание включены оба тома «Истории архитектуры» О. Шуази. Ясный и легкий язык изложения, авторские рисунки и подрисуночные комментарии делают книгу понятной и интересной для современного читателя
Шукурова А.Н., Архитектурные модели. Очерки истории и мастерства / А.Н. Шакурова. — М.: Индрик, 2011. – 312 с.
Архитектурные модели составляют значительную часть мирового культурного и художественного наследия. Традиция создания проектных моделей прослежена от эпохи Возрождения до XVIII — начала XIX вв. В последнем разделе предпринята попытка показать значение моделей в новой и новейшей архитектуре.
В нашей публикации, представленной ниже, мы расскажем вам об удивительных культовых строениях, интересных, на наш взгляд, своей историей и необычных по своей архитектуре.
Храм – это место встречи человека с Богом. Сегодня такие места нужны не меньше, чем в средние века или эпоху Просвещения. А может быть, и больше – с учетом ритма жизни современного человека, так трудно бывает остановиться в ежедневном беге и задуматься о самом главном. Храм помогает сделать такую остановку.
Самим фактом своего присутствия в городской среде он напоминает о том, что наша жизнь – это не только неотложные ежедневные заботы, что существуем мы не только в горизонтальном измерении, что мы живем в присутствии Бога и призваны к тому, чтобы это осознавать.
Храм призван излучать тепло и любовь, быть удобным и красивым, быть местом духовного общения и культурного роста. Храм – Дом Господень, но строится он, прежде всего, для людей!
Купола, купола, к ним стремится душа.
В небесах, голубых, облака их целуют,
Словно Вечный Огонь, на солнце горя,
Нам душевный покой купола всем даруют.
В мире построено множество храмов различных конфессий. Все они отличаются удивительным архитектурным разнообразием, а иногда и необычностью. Архитектура храмов имеет очень богатую и занимательную историю, которая, однако, показывает, что именно со строительства храмов начинались и распространялись все архитектурные новаторства, все новые стили и направления во всем мире. До наших дней сохранились величественные культовые сооружения великих цивилизаций древнего мира. А также появилось немало современных образцов удивительной архитектуры религиозных сооружений.
В церковной архитектуре православные храмы и комплексы несут в себе важнейшие символические смыслы, отражающие на протяжении веков путь человека к Богу.
Храмовая архитектура постепенно становится объектом серьезного изучения и классификации по типам.
По этой неофициальной классификации храмы делятся на соборы, храмы приходские, кладбищенские, монастырские (в том числе трапезные, больничные, надвратные и скитские), храмы-памятники, храмы-усыпальницы, домовые храмы, храмы при учреждениях.
Кроме того, храмы различаются по вместимости, основному строительному материалу и особенностям объемно-планировочного решения.
Можно классифицировать храмы также по типу размещения, например в городах храмы делятся на внутриквартальные (в ткани жилой застройки), находящиеся в транспортном узле (на площади или крупной улице), культурно-духовные комплексы (на базе приходского комплекса или монастыря).
С начала 90-х годов построено и строится громадное количество храмов и церквей, восполняя материальные и духовные богатства, утерянные за прошедшие годы. Но, как пишут во многих профессиональных журналах, эта область для архитекторов остается сложной и мало изученной.
Проектирование и строительство церкви в корне отличается от мирских архитектурно-строительных работ. Выбирается и создается место, где душа прихожанина общается с богом. Это главная цель строительства храма. Ее достигают загадочным образом через особенное место, архитектурную форму и ее детали, через ряд церковных обрядов.
Наверное, не будет преувеличением сказать, что к проектированию храма архитектор должен быть готов духовно.
Не всякий может строить храм для Бога.
Об этом помнил мудрый Соломон —
И при закладке Храма, у дороги
Опрос был самый первый проведён.
Ко всем своим работникам под вечер
Царь обратился, придержав коня:
Мол, чем ты занят, добрый человече?
Один ответил, жизнь свою кляня:
«С утра до ночи я таскаю камни!»;
«Кормлю семью» – проговорил второй;
«Я строю Храм. Работа дорогА мне» –
Сказал вольнонаёмник молодой…
Многие из нас привыкли к древнерусской канонической храмовой архитектуре. Но существует множество православных храмов с необычной, непривычной для нашего восприятия архитектурой.
Церковь Владимирской Богоматери в усадьбе Быково Московской области
Уникальный образец русской готики (или псевдоготики) 1789 года. Вроде как авторства Василия Баженова или Матвея Казакова. История уходит в прошлое: в 1704 году Петр I пожаловал имение Быково, где сейчас расположена церковь, ростовскому воеводе Иллариону Воронцову «за заслуги перед Отечеством».
Богатый и живший на широкую ногу граф Воронцов пригласил к себе в поместье главного архитектора России В. Баженова после того, как в 1775 году Екатерина II посетила Быково и сказала, что оно слишком скромно.
И знаменитый архитектор сделал все, чтобы удивить своим творением.
Церковь Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в городе Дятьково
Этот храм называют восьмым чудом света, ведь нигде в мире не существует таких же иконостасов, как в неопалимовской церкви города Дятьково Брянской области. Весь иконостас этого храма создан из хрусталя. В 1810 году его построил хозяин местной хрустальной фабрики Мальцов. Не только тяжеловесный, изящной работы хрустальный иконостас, «как бы плавающий в воздухе», но и хрустальные люстры и паникадила, уникальные подсвечники из многослойного и многоцветного стекла высотой в человеческий рост украшали церковь до 1929 года. Удивительный храм разрушили, но некоторые части его убранства укрылись в дятьковском музее. В 1990 году разрушенный храм был воссоздан, и местные стеклодувы, используя сохранившиеся чертежи 200-летней давности, больше года изготавливали тысячи деталей для его убранства. На восстановление иконостаса потребовалось несколько тонн хрусталя, и не простого, а сплавленного со свинцом – такой сплав идет на изготовление самой дорогой посуды. Неопалимовский храм внутри кажется и ледяным, и радужным: под хрустальные пластины на стенах подложены зеркала, что дает эффект радужного свечения.
Знаменская церковь в усадьбе Дубровицы
Считается, что Знаменская церковь в подмосковной усадьбе Дубровицы была заложена в 1690 г. князем Борисом Голицыным, воспитателем будущего государя Петра Великого. Петр Первый с сыном царевичем Алексеем присутствовал при освящении храма 11 (старый стиль) февраля 1704 г.
Предполагается, что авторами церкви были итальянские зодчие, приглашенные князем, и, в отличие от строителей Московского кремля, дубровицкие итальянцы не пытались адаптировать храм к русской архитектуре. В результате ими был создан уникальный, единственный в России памятник раннего итальянского барокко конца XVII века. Подобная церковь могла бы органично смотреться в Риме или Неаполе, но видеть нечто подобное среди русских снегов удивительно. Это единственный храм, увенчанный золоченой металлической короной, а белокаменная скульптура снаружи и внутри храма – вещь небывалая для того времени!
Храм Преображения в имении Великая Топаль
Район города Клинцы. Имение Великая Топаль имело по очереди таких знаменитых владельцев, как граф Рагузинский-Владиславич, затем граф Румянцев-Задунайский, затем княгиня и князь Голицыны и, наконец, княгиня Долгорукова.
Наибольший интерес представляет храм Преображения, уникальный в том плане, что построен он в стиле ГОТИКА. Что сподвигло Румянцева-Задунайского на такое решение — наверняка с этим связана какая-то интересная история, но результатом стала фантастическая и невероятная картина: готический, православный храм, для Брянской области — явление уникальное.
Николаевский кафедральный собор в Черновцах
Храм прозван в народе «пьяной церковью» (1939). Перекрученные барабаны малых куполов — это не модернистский архитектурный ход, а, напротив, дань традиции. Собор построен по образцу румынских храмов, которые, в свою очередь, взяли эту форму башен у турецких минаретов.
Прототип черновицкого храма — собор монастыря в Куртя де Арджеш (Румыния)
Троицкая церковь «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге
Это прозвище церкви придумали не остроумные петербуржцы – сам заказчик строительства генерал-прокурор А.А. Вяземский попросил архитектора выстроить храм в форме традиционных пасхальных блюд. Оба здания венчают «яблоки» с крестом. Благодаря тому, что на куполе «кулича» нет барабана, в алтарной части церкви становится темно. Игра света и голубой «небесный» купол изменяют ощущение объемов, поэтому, изнутри храм кажется намного просторнее, чем снаружи. В нижней части колокольни-«пасхи» находится баптистерий, имеющий всего два маленьких окошка вверху на стенах. Зато прямо над крещаемым – колокола, звучание которых распространяется через прорезанные в стене арки. Толщина стен увеличивается книзу, по мере наклона стены. На внешней стороне звонницы, выше колоколов, нарисованы циферблаты, каждый из которых «показывает» разное время. К слову, в этом храме крестился А.В. Колчак, будущий адмирал.
Большинство архитекторов разумно следуют старой школе при задумке своих творений. Но постоянный поиск новых форм идет, и появляются проекты, где архитекторы стараются отразить современность и в образе, и в конструкции и во внутреннем убранстве.
Это интересно
Новый храм Сретенского монастыря:
ВIМ — технологии, скрытые инженерные сети и 3D – мэппинг.
Храм поражает своей красотой и величием. Центральный купол весит 25 тонн. Собор украшают золотые купола, нанесение позолоты проводилось по гальванической технологии. Ее особенность в том, что позолоту не просто наносят на обрабатываемую поверхность, а молекулы вещества проникают в поверхностный слой обрабатываемой детали.
В здании пять этажей, в том числе подземный. Здесь расположены основной и малый залы для проведения служб, притвор, кафоликон (средняя часть храма), солея, алтарь, хоры, представительские помещения.
Подземное пространство занимают духовно-просветительский центр, помещения обслуживания риз, хранения церковной утвари и другие. Здание оборудовано четырьмя лифтами.
В храме есть уникальная купель, состоящая из трех частей. Две из них – сухие, а центральная часть заполняется водой, где и проводится крещение
Специально для храма написано 47 икон, большая часть из них выполнена в русско-византийских традициях. Еще до нанесения штукатурки было решено воспользоваться 3D-мэппингом (от англ. mapping – отражение, проецирование). Специалисты создали компьютерный макет иконографии стен и купола. Ночью при помощи проекторов образы святых «высветили» в храме, чтобы сделать оригиналы максимально точными. Только после ЗD-мэппинга за работу взялись художники.
Итак, храм построили в 3D-модели, и в ней создали проект всей разводки инженерных коммуникаций. Здесь работает система климат — контроля для комфорта прихожан и сохранения качественной отделки и икон. Есть подогрев пола, а также приточно-вытяжная система вентиляции.
В соборе есть Wi-Fi, а у священников – микрофоны и планшеты для управления светом и звуком. Во время богослужений звук может транслироваться не только на улицу, но и в интернет. Такие технологии уже внедряются в Москве. Весь собор оборудован колонками-невидимками, их около 36 только в нижнем храме.
Сейчас коллеги из-за рубежа обращаются в Сретенский монастырь за помощью во внедрении такой же системы. Российские специалисты уже сделали звуковое оборудование в храмах Сан-Франциско и Мюнхена.
Материал подготовил
библиотекарь I категории
Т.Н.Шинкарева