Началось заседание с вручения дипломов о присвоение ученого звания доцента Родионову Т.В. – доценту кафедры архитектурного проектирования и дизайна архитектурной среды, Григоренко Н.И. – доценту кафедры водоснабжения, водоотведения и охраны водных ресурсов, Ромасюку Е. А. — доценту кафедры «Автомобильные дороги и аэродромы».
Была заслушана информация проректора по научной работе Мущанова В.Ф. о результатах приема в аспирантуру и докторантуру в 2018/19 учебном году. На данный момент в аспирантуре ДонНАСА обучается 39 человек: 23 – очная форма обучения, 16 – заочная (все на бюджетной форме обучения). Прикреплены в качестве соискателей ученой степени кандидата наук 14 человек. В качестве соискателей ученой степени доктора наук готовят диссертации 8 человек, из них 2 человека прикреплены приказом.
Сформирован план защит на 2019 г. По представлению кафедр предполагается защита 4-х докторских и 17-ти кандидатских диссертаций.
Для утверждения Ученым советом были представлены темы диссертационных работ аспирантов набора 2018/19 учебного года.
Также Мущанов В.Ф. представил планы выпуска научных изданий Академии («Вестник ДонНАСА», «Металлические конструкции», «Современное промышленное и гражданское строительство», «Экономика строительства и городского хозяйства», «Строитель Донбасса») и научных монографий.
После обсуждения планы выпуска научных периодических изданий ДонНАСА и научных монографий были утверждены.
С докладом об организации профессионально-ориентированного воспитания студентов факультета инженерных и экологических систем в строительстве перед членами Ученого совета выступил декан ФИЭСС Лукьянов А.В.
Александр Васильевич отметил, что профессиональное воспитание составляет часть общей системы воспитания, формирующей отношения в сфере «Человек-профессия». Профессиональное воспитание является сложным процессом воздействия на личность, на его мастерство и нравственный облик, интересы. Оно способствует умственному развитию, охватывает всю совокупность элементов обучения, воспитания и трудовой подготовки.
На факультете в стадии разработки находится программа профессионального воспитания студентов, которая предполагает поэтапное формирование осознанной профессиональной мотивации студентов, их профессиональных компетенций.
Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета осуществляется в различных формах: через изучение предметов, различные виды практик, экскурсии на предприятия соответствующего профиля, олимпиады и внеаудиторные формы воспитательной работы по изучаемым дисциплинам.
Студенты кафедр факультета проходили практику в:
— Министерстве строительства и ЖКХ в отделе Водоснабжения и водоотведения;
— проектной организации «ГП Донецкпроект»;
— Управлении градостроительства и архитектуры администраций г. Донецка и Макеевки;
— Управлении ЖКХ и строительства администрации г. Макеевки;
— СКП «Благоустройство» г. Макеевки;
— организациях Донецкгортеплосеть, Макеевтеплосеть, Макеевкагоргаз, ГП Донбасстеплоэнерго;
— организациях, связанных с экологической политикой, пожарно-спасательными мероприятиями, чрезвычайными ситуациями и ликвидацией последствий стихийных бедствий, гражданской обороны;
— комитете лесного и охотничьего хозяйства ДНР.
Для студентов факультета проводятся экскурсии на объекты профессиональной направленности. Цель данных экскурсий — показать студентам работу реальных объектов, познакомиться с работой ИТР, операторов и рабочих. Во время таких экскурсий студенты посетили Главную канализационную насосную станцию г. Макеевки, Верхнекальмиусскую и Макеевскую фильтровальные станции, Дорожное ремонтно-строительное управления г. Макеевки и строительную площадку автобусной станции ул. Бабарина г. Макеевки, коммунальное предприятие «Коммунальник — 15», объекты ГП «Донбасстеплоэнерго» (котельные, предприятия тепловой сети), ГК «Донбассгаз».
Формирование профессионального сознания студентов осуществляется путем организации встреч и бесед с работающими специалистами. Цель таких встреч — показать студентам важность и престижность выбранной специальности, познакомить с особенностями работы. Ведущие специалисты профильных организаций общались со студентами, отвечали на вопросы, знакомили студентов со спецификой работы своих организаций и с компетенциями, которыми должны обладать сотрудники этих организаций.
Студенты факультета посещают выставки, где знакомятся с современными разработками в области науки и техники, узнают о поставщиках и производителях нового и энергоэффективного оборудования, с применением его в процессе обучения.
Для привлечения студентов к поиску научных открытий и вопросов проводятся научные конференции и олимпиады по специальности. Это дает возможность в условиях конкуренции раскрыть свой потенциал и расширить круг общения со студентами и преподавателями других ВУЗов.
Внеаудиторной формой профессионального воспитания студентов является возможность получить дополнительное образование. На кафедре ВВ работает учебно-производственный центр «ДАК-ДонНАСА», на базе которого студенты обучаются технологиям монтажа пластиковых систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации, а также использованию оборудования и материалов, которые обеспечивают надлежащее качество и высокую продуктивность данных работ.
Важная роль в формировании личностных и профессиональных качеств будущих выпускников, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, отводится кураторам академических групп факультета. Уже на младших курсах на академических часах со студентами проводятся беседы профессионально-ориентированной тематики, а именно: «Понятие «инженер» и технократическая идеология», «Труд как высшая ценность человека и общества. Воспитание активной позиции личности», «Преимущества будущей профессии в современном обществе» и т.д. Такие беседы способствуют популяризации инженерной специальности, созданию позитивного образа специалиста выбранного направления обучения, помогают первокурсникам осознать правильность сделанного выбора будущей профессии, мотивируют на ответственное отношение к учебному процессу.
На старших курсах кураторы проводят беседы, посвященные вопросам трудоустройства, возможностям профессионального становления и карьерного роста специалистов в соответствующих отраслях производства. Большое внимание уделяется перспективам научной деятельности студентов в стенах академии, что способствует заинтересованности студентов в успешном обучении и осуществлении научных исследований.
Доклад декана ФИЭСС дополнил проректор по научно-педагогической и воспитательной работе Левченко В.Н. Виктор Николаевич отметил, что отчет об организации профессионального воспитания студентов на ФИЭСС завершил цикл отчетов факультетов академии об этом направлении их работы. На протяжении двух с половиной лет данный вопрос находился в центре внимания факультетов и ректората. Левченко В.Н. подвел некоторые итоги и ознакомил собравшихся с выводами о проделанной работе.
Информация, представленная деканами факультетов, свидетельствует о том, что все факультеты рассматривают профессиональное воспитание как неотъемлемую часть подготовки специалистов, несмотря на все сложности и объективные причины.
Принятая в академии система организации академических часов открывает широкие возможности для кураторов с первых дней обучения студентов воспитывать подлинный интерес и любовь к профессии, формировать сознательное отношение к профессиональному долгу, профессиональной культуре и этике профессионального общения, помочь осмыслить социальные аспекты профессионального труда.
Заведующий кафедрой технологии и организации строительства Югов А.М. предложил обобщить опыт работы факультетов по организации профессионального воспитания студентов и разработать рекомендации для повышения эффективности данной работы.
В заключение заседания ректор академии Зайченко Н.М. поблагодарил коллектив академии за плодотворную работу в течение года и назвал наиболее значимые результаты. Среди них: получение Свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным программам высшего профессионального образования; подготовка 74 выпускников, которые успешно завершили обучение по программам магистратуры в форме экстерната в Донском государственном техническом университете; активное участие преподавателей и студентов академии в различных международных форумах и конференциях.
Николай Михайлович обозначил важнейшие задачи коллектива на ближайшее время – завершение подготовки документов для предоставления в Рособрнадзор; издание в 2019 г. трех номеров журнала «Строитель Донбасса».
И самое важное и ответственное – подготовка и успешное проведение сессии.
Завершилось заседание поздравлением с наступающим Новым годом и Рождеством.