21 февраля в УМЦ «Светлица» кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации студенты и преподаватели Академии праздновали Масленицу. Декан гуманитарного факультета, заведующий кафедрой Р. Н. Назар стал инициатором и идейным вдохновителем этого весёлого и «вкусного» мероприятия.
С принятием христианства Масленичная неделя стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Христианская церковь добавила Масленицу в свой календарь, назвав её Сырной седмицей, поэтому в празднике тесно переплелись церковные и народные традиции.
Поговорка «первый блин комом» изначально никакого отношения к комкам не имела (в старину на Руси блины пекли в печи и не переворачивали, поэтому они не комкались). Присказка, которая дошла до нас, является лишь частью пословицы. Полностью она звучит так: «Первый блин комам, блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвертый – мне». В старину наши предки комами называли медведей, и даже Масленица, которая имеет языческие корни, некогда называлась Комоедицей.
Комоедица была посвящена пробуждению медведей. Их считали прародителями людей. Первые выпеченные хозяйкой блины относили к берлоге медведей, которые как раз просыпались от зимней спячки.
А в христианской Руси блин комам становится комом. Первый блин, который выпекался на Масляной неделе, по обычаю отдавали за упокой души. И когда человек вспоминал о своих умерших родственниках, этот блин и должен был вставать комом в горле. В городах первый «масленичный» блин отдавался нищему, чтобы тот помянул всех умерших.
Каждый день на Масленичной неделе имеет своё название и традиции:
«Масленица идёт, блин да мёд несёт!»
Молодые люди сооружали из сухой соломы Масленицу и прогуливались с ней по сёлам и деревням, распевая песни. Люди постарше вечером наносили визит родным. В этот день принято было навещать сватов. Для маленьких детей начиналось настоящее веселье. Целой ватагой с громкими криками они бегали по домам и собирали старую ненужную одежду. Потом разжигали костёр, вокруг которого водили хоровод и распевали всем нам известные слова: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».
«Блин не сноп – на вилы не наколешь»
Название полностью за себя говорит. В этот день было принято ходить свататься. Лихие молодцы приглашали девиц-красавиц кататься на ледяных горках.
«Блин не клин, брюха не распорет»
Продолжаются весёлые застолья и хождения в гости. Считается, что в среду тёщи приглашают своих зятьёв на блины. Причём кушать их можно было сколько угодно: «Блины и поцелуи счёта не любят!» Это угощение приготавливалось с самой разнообразной начинкой: вареньем, капустой, грибами, икрой и т.д.
«На Масленой повеселись да блинком угостись!»
Этот день получил название «широкий», а ещё «разгул, перелом». Было принято отложить в сторону все повседневные дела и предаться весёлому гулянию. Развлечения, песни и пляски, хороводы, кулачные бои начинались с самого утра, а весёлый смех и гомон умолкали лишь с наступлением ночи.
Продолжались катания на горках, однако в четверг главными героями были молодожены.
«Масленица не на век даётся!»
В этот день настала пора зятьёв приглашать тёщ на аппетитные блины. Такой знак внимания означал уважение к родне жены. Причём зять обязан был лично в четверг пригласить тёщу в гости.
«Блины – солнцу родственники!»
Начинались проводы Масленицы. В субботний вечер невестка зазывала к себе родню мужа и в первую очередь его сестёр. Отсюда и пошло название. Помимо угощения блинами, дорогим гостям делали подарки. Вечером выносили во двор соломенное чучело Масленицы, которое издавна символизирует зиму. Со всеми почестями вокруг неё разжигали костёр и сжигали дотла. Вокруг пламени водили хоровод и пели масленичные песни.
«Не все коту Масленица, будет и Великий пост!»
С самого утра необходимо было ездить в гости и у всех просить прощение за нечаянные обиды, поступки и прегрешения, на что обычно отвечали: «Бог простит!» Считалось, что так человек очищает свою душу перед началом Великого поста. В обед была последняя возможность досыта наесться блинов и других угощений. Затем целыми семьями отправлялись на вечернюю службу в приходскую церковь. Так готовились к Великому посту, самому строгому из всех, который длится ровно сорок дней.