В Донецкой Народной республике продолжает свое шествие Год русского языка. Год русского языка – это, своего рода, республиканская акция, в рамках которой можно говорить обо всем – об искусстве, о языке, культуре, экономике, политике. И в то же время Год русского языка важен для нас, потому что это повод обратить ваше внимание, уважаемые студенты, на русскую литературу, ее истоки, ее язык.
Тексты на русском языке — это история русской цивилизации. Именно они фиксируют ее достижения на протяжении многих веков. А сердцем этой великой, имеющей мировое значение, цивилизации является литература — «священная русская литература», как говорил о ней Томас Манн. Духовные высоты ее, воплощенные в уникальном, богатейшем языке писателей, поэтов, драматургов — это и объект изучения для нас, и предмет гордости.
Читая прекрасные произведения классической литературы, наслаждаясь языком любимых поэтических строк, сегодня можно только вспоминать о «великом и могучем», о времени, когда Л. Толстой морщился при деепричастиях, А. Чехов не выносил «шипящих и свистящих», М. Горькому хотелось давить слова на «вши» и «вший», а И. Бунин ежился от словесного «коктейля» «Кровь с молоком»? — Отвратительная смесь!» К сожалению, современные книги, газеты, журналы, радио и телевидение засорены неопрятными фразами, словами-«отморозками», вульгарной лексикой. Но…
Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,
Люби его за то, что он могуч.
Язык твой – щит, твоё общенье.
Не допусти к нему пренебреженья.
Сегодня, мы обратим ваше внимание на поэта и писателя, чье имя известно нам со школьной скамьи.
Этот юноша буквально ворвался в русскую литературу, ошеломив всех страстной исповедальностью, смелым умом, чистотой русского языка и слога.
А.П. Чехов, говорил: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ («Тамань») и разобрал бы, как разбирают в школах, — по предложениям, по частям предложения. Так бы и учился писать».
Благоговевший перед Лермонтовым Н.В. Гоголь восторгался: «Никто еще не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозы».
И.А Бунин писал о нем: «Я всегда думал, что наш великий поэт был Пушкин. Нет, это Лермонтов. Представить себе нельзя, до какой высоты мог бы подняться, если бы не погиб».
Но есть в языке Лермонтова нечто и еще более важное, чем школа мастерства. В нем живет гордый дух личности, жажда истины и деятельности, соответствующей хранимому в душе высокому идеалу любви и красоты. Освоить лермонтовский язык — это значит пройти ничем не восполнимую школу духовного развития, подлинно человеческого самоутверждения, рождения и становления.
Лермонтов, как и Пушкин, владел магией слова. Помните еще со школьной скамьи: «Воздух чист и прозрачен, как поцелуй ребенка»? Или классическое:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман
кремнистый путь блестит;
Ночь тиха.
Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах
торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Кажется, что такое «сочинить» нельзя. В нескольких скупых словах нам явлен осязаемый физический мир, словно сотворенный самим Создателем.
Лермонтов развил и углубил языковые традиции лучших представителей русской литературы – Пушкина и Гоголя и создал, не нарушая нормы языка своей эпохи, новые языковые приемы.
Поэзия Лермонтова оказала влияние на поэтические стили более позднего времени, о чем писали Блок, Бунин, Горький, отмечая предельную эмоциональность, красочность, музыкальность, искренность, изящество стихотворений Лермонтова.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
В построении логически стройных и ясных языковых конструкций Лермонтов-прозаик является предшественником Тургенева, Толстого и Достоевского.
Язык прозы Лермонтова оказал влияние и на журнальную публицистику 40-х гг. XIX в. Публицистический стиль в дальнейшей истории русского языка станет ведущим стилем. Проза и ораторский стиль Лермонтова оказали влияние и на Белинского, основоположника нового критико-публицистического стиля, набравшего силу в 40-е гг.
И так: Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841 гг.) – признанный классик русской литературы. Прожив неполные 27 лет, Михаил Юрьевич успел создать такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих русских писателей. Творчеству посвящено всего тринадцать лет его короткой, но яркой, как звезда, жизни. Порядка трёх десятков его поэм, четыре сотни стихотворений, ряд прозаических и драматических произведений составляют золотой фонд русской культуры. А сколько было задумок!..
М.Ю.Лермонтов:
он как жизнь «и глубок, и велик»
«…Он мыслью с нашим веком слился –
Былых времен великий пленник,
И в наш творящий век явился
Как самый яркий современник…».
/И. Молчанов/
15 октября исполняется 205 лет со дня рождения этого великого поэта, и, пожалуй, нет человека русской культуры, который не знал бы его имени. Жизнь
М.Ю. Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Он успел испытать все: взлеты вдохновения и горечь разочарований. Судьба поэта была непростой, да и человек он был особенный и сложный.
«Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой»
(М. Лермонтов)
Я рождён, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей…
(М. Лермонтов)
Пушкина мы представляем в окружении друзей, а Лермонтова – одиноким. Почему так? Потому что, ощущение одиночества идет от его творчества, от собственного его мироощущения.
Противоречия между поэтом и окружавшим его миром углублялись и расширялись, они были связаны и с личной жизнью, и с атмосферой в которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт другой эпохи».
Интересные факты из жизни поэта
— Михаил начал заниматься поэзией с десяти лет, много читал, изучал языки. В возрасте двенадцати лет он готовиться к поступлению в Московский государственный университет.
— К удивлению многих, Михаил Юрьевич не окончил МГУ. За период обучения в университете у него произошёл прорыв в творческой деятельности и Лермонтов посчитал, что в дальнейшем развитии его творчества ему более подойдёт университет в Санкт-Петербурге. После того как ему отказали в зачислении на третий курс, родственники убедили молодого человека начать карьеру военного. Он этого не желал, но уступил влиянию родственников и поступил в школу прапорщиков.
— За два года обучения в школе прапорщиков у Михаила прогрессировал внутренний психологический конфликт, ведь он занимался не тем, что любил. В этот период он работал над романом, который так и остался недописанным.
— Лермонтов славился своей дерзостью и шутками, которые часто переходили все допустимые границы. За такой непростой характер Лермонтова очень недолюбливали в обществе.
— Близкие друзья поэта отмечали, что внешне хладнокровный аристократ Лермонтов имел дурную страсть к еде и в обществе зачастую вел себя не этично (мог забыть о столовых приборах, с жадностью нападая на блюда).
— За стихотворение «Смерть поэта» Михаила Лермонтова хотели отправить в ссылку, но вмешательство его друзей и бабушки помогло сделать наказание менее строгим — его разжаловали в прапорщики и перевели в другой полк на Кавказе.
— Лермонтов участвовал в дуэлях три раза. На третий раз ему не повезло. Застрелил поэта отставной майор Николай Мартынов, который пистолет держал в руках всего несколько раз в жизни, но в Михаила попал сразу и поразил насмерть.
— При жизни поэта вышел всего один сборник его стихотворений (1840 г.)
— Лермонтов стал широко издаваемым автором через тридцать лет после гибели — 1870—80-е годы его книги стали доступны буквально всем, его произведения выпускались и в серии «Копейка», которую мог купить даже самый небогатый человек.
М.Ю. Лермонтов оставил огромное литературное наследие. В. Г. Белинский, говоря о романе «Герой нашего времени», считал, что произведению «суждено никогда не стариться».
Жизнь показала, что это относится ко всем работам великого поэта.
«Бородино»
«Бородино». Кто-то знает это стихотворение наизусть и лихо читает, выложив видеоролик в Ютюбе. Его декламируют и малыши, только научившиеся говорить, и студенты на поэтических вечерах, и метры театральной сцены. Почему? Да потому, что — классный язык, легко запоминается, это история, это классика. Удивительно, но практически каждый из нас помнит только вот эти строчки «Скажи-ка, дядя, ведь не даром…». В чем притягательность этого произведения?
«Бородино» Лермонтова – одна из самых значительных батальных поэм в русской литературе. Оно написано Лермонтовым к 25-летию победы России в Отечественной войне над армией Наполеона. Общество праздновало это судьбоносное событие с особым размахом. Был возведен и открыт величественный храм Христа Спасителя. Сотням поэтов-современников не удалось то, что получилось в творческом дебюте у талантливого молодого человека. О таком старте в мир литературы можно было только мечтать. Напиши Михаил Юрьевич лишь одно это произведение, его все равно бы считали классиком!
«Бородино» стало одним из первых напечатанных произведений 23-летнего Лермонтова. Стихотворение было опубликовано в том же 1837 году в 6-м томе «Современника» – популярнейшего литературного журнала 30-60-х гг. XIX века.
Лермонтов создал уникальное произведение, соединившее в себе жанры баллады, сказа и поэмы. Однако традиционно жанр «Бородино», несмотря на его немалый размер, определяется как стихотворение.
«Бородино» всегда высоко оценивали именитые литераторы. Признанный гигант мировой литературы Лев Николаевич Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородино».
Лермонтов широкой публике известен как поэт, меньше — как художник, создавший пейзажи Кавказа, оставивший акварельные наброски и путевые зарисовки, и совсем мало кто знает о глубокой музыкальной одарённости Лермонтова, его любви и неизменном интересе к музыке.
Он прекрасно играл на скрипке, фортепиано, флейте, любил петь романсы и «презабавные русские и французские куплеты», аккомпанируя себе на фортепиано.
Известно, что сам Лермонтов написал музыку на слова своей «Казачьей колыбельной песни». Ноты эти, к большому сожалению, бесследно исчезли.
«Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю».
В. Белинский, комментируя произведения поэта, писал: «Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою».
Творчество Лермонтова оказало влияние и на развитие отечественной музыки. Стихи поэта явились подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного искусства, многие из них стали народными песнями. По количеству текстов, переложенных на музыку, Лермонтов уступает место лишь Пушкину. Об этом рассказала на одной из конференций главный библиограф отдела нотных изданий и звукозаписей Российской Государственной библиотеки. В каталоге РГБ можно найти свыше 1800 наименований музыкальных произведений, написанных на стихи и прозу Лермонтова, среди которых творения Петра Чайковского, Александра Гурилева, Семена Варламова.
«Невинный нежною душою,
Не знавши в юности страстей прилив,
Ты можешь, друг, сказать с какой-то простотою:
Я был счастлив!..
Кто, слишком рано насладившись,
Живет, в душе негодованье скрыв,
Тот может, друг, еще сказать забывшись;
Я был счастлив!..»
(Романс «Невинный нежною душою»)
«Дышу Лермонтовым. Перечитавши ещё раз все его вещи, я должен сказать, что Лермонтов из всего русского сильнее на меня действует…» — восклицал основоположник «Могучей кучки» М. А. Балакирев.
В 1941 году, к столетию со дня смерти Лермонтова, Московский театр имени Вахтангова ставил его знаменитую драму «Маскарад». Музыка была заказана А. Хачатуряну. Он с радостью принял заказ: «Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма «Маскарад», написанная Лермонтовым, когда ему был всего 21 год» — рассказывал позднее композитор. Великолепный, и всем нам хорошо знакомый вальс, открывающий сюиту, — одно из самых ярких произведений Хачатуряна.
Немалую роль в создании тревожной и загадочной атмосферы, столь характерной для прозы М.Ю. Лермонтова, сыграла музыка этого великого композитора и к художественному фильму «Маскарад», поставленному известным режиссером С. Герасимовым.
Лермонтовские произведения привлекали и привлекают деятелей кино, начиная с 1908 года, когда на студии А. Ханжонкова, пионера русского кинематографа и нашего земляка, сняли немую ленту по поэме «Песня про купца Калашникова». Он же в 1909 г. снимает короткометражку «Боярин Орша».
Следующие экранизации произведений М.Ю. Лермонтова снимаются уже в другую эпоху, в другой стране. Художественных и документальных картин множество, нет смысла их перечислять.
Таким образом, произведения Лермонтова остаются актуальными на протяжении двух веков. Наверняка в будущем будут новые работы и новое прочтение знакомых историй, актуальное для новой эпохи.
Уважаемые пользователи!
К 205-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова библиотека академии подготовила для просмотра книжно-иллюстративную выставку
«Велик талант и многогранен гений» (Абонемент художественной литературы, 2 корпус, 1 этаж)
На выставке представлена разноплановая литература о жизни и творчестве Михаила Юрьевича, а также произведения великого мастера поэтического слова.
Книги, представленные в экспозиции, познакомят читателя с необыкновенно короткой, но вдохновенной и стремительной жизнью Лермонтова, похожей на легенду. А его произведения подарят читателям незабываемые мгновения соприкосновения с поэтическим миром писателя. Стихотворения, поэмы, драмы, мемуары, воспоминания современников о поэте – далеко не полный перечень предлагаемых книг и статей.
Выставка сопровождается иллюстративным материалом – различными портретами Лермонтова, картинами, выполненными на сюжеты его произведений, рисунками поэта и др.
Мы будем рады, если материалы выставки помогут Вам хоть на миг прикоснуться к тайнам жизни и творчества поэта, прочувствовать завораживающие звуки русского языка и попытаться разгадать таинственные смыслы лермонтовского стиха.
Полезные ссылки Интернета
http://www.feb-web.ru/feb/lermont/default.asp Лермонтов в фундаментальной электронной библиотеке
http://russia-today.narod.ru/past/gen/lermontov_mu.htm Родословная М. Ю. Лермонтова
http://lermontov.info/ Биография. Произведения. Картины и рисунки Лермонтова
http://lermontov.niv.ru/ Биография. Произведения. Критика. Воспоминания. Письма.
http://www.tarhany.ru/ Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
Материал подготовила
библиотекарь 1 категории
Т.Н. Шинкарева