В четверг, 11 ноября, исполнится 200 лет со дня рождения великого русского писателя, публициста и мыслителя Федора Михайловича Достоевского.
К юбилею великого писателя библиотека академии подготовила книжную выставку «Достоевский: исследователь русской души», с которой можно познакомиться на Абонементе художественной литературы, корп. № 2. Организаторы выставки подготовили о Федоре Михайловиче Достоевском биографическую информацию, представили произведения писателя из фондов библиотеки академии, а также материалы о современном прочтении его произведений в кино и изобразительном искусстве.
«Читайте Достоевского, любите Достоевского,
если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте!..»
Иннокентий Анненский
Федор Михайлович Достоевский – одна из самых крупных фигур русской и мировой литературы, автор многих романов и повестей, журналист, редактор, философ.
О Достоевском написано огромное количество книг, монографий, исследований, литературно-критических статей известных филологов, историков литературы, литературоведов.
Мимо Достоевского в XX веке не прошел никто. Его книги читали по-разному: с благоговейным трепетом и с отвращением, писателя воспринимали как реалиста и как мистика, осмысляли, исследовали, интерпретировали.
Достоевский открыл миру новые грани познания мирской суеты и душевного благородства. Все его произведения близки народу, каждый герой играет роль самого себя, и порой кажется, что это мы живем на страницах известных романов писателя.
А так это или нет, можно выяснить, окунувшись в его произведения.
Ф. М. Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. Судьба Достоевского изобиловала драмами. Участник революционного кружка Петрашевского, он был осужден на «смертную казнь расстрелянием». Казнь была лишь представлением: в последний момент её заменили ссылкой и каторгой с лишением «всех прав состояния». Четыре года каторги, разжалование в солдаты, запрещение «въезда в губернии С.-Петербургскую и Московскую и жительства в обеих столицах», вечная нехватка денег, игромания, тяжёлая болезнь, любовь и, наконец, смерть в 1881 году.
«Бесы», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание» — произведения Достоевского сложны и требуют вдумчивого чтения, определенных усилий не только ума, но и души. Великий писатель через свой взгляд на мир, на человека, указывает нам путь к самим себе.
Материал, представленный на выставке «Достоевский: исследователь русской души», познакомит с биографией писателя и поможет проследить, как постепенно он развивает в своем творчестве взгляд на добро и зло, на человека, пребывающего в мире социальных и духовных противоречий, на драматичный внутренний мир его героев. Вниманию читателей представлены книги из фонда библиотеки. Перед вами стоит непростая задача понять, чему же учит Достоевский и что может дать современной молодежи писатель, живший в Х1Х веке.
Любите и читайте Достоевского. Это целый мир восторженной душевности, интеллектуального ума, просветленности и отчаяния. Произведения посвящены вечным вопросам мироздания и не выходят за временные рамки истории.
Предлагаем также познакомиться с интересными фактами о праздновании юбилея со дня рождения Ф. М. Достоевского, о его отношении с Евангелием, о фильмах, снятых по произведениям писателя.
По следам юбилейных событий
Празднование юбилейной даты охватило всю Россию и многие зарубежные страны. Старая Русса, где жил и творил великий классик, и Великий Новгород стали одними из центров, которые затронула череда культурных, просветительских и образовательных мероприятий. В план празднования включены два знаковых события – это международные чтения «Достоевский и современность» и международный театральный фестиваль спектаклей по произведениям писателя. Не забыли организаторы и про гастрофест «Князь, вы кушать хотите?», в рамках которого рестораны представили уникальное меню с любимыми блюдами писателя и героев его романов.
В Москве к 200-летию Достоевского представили интересный художественный эксперимент. Чтобы понять, насколько писатель актуален сегодня, организаторы выставки «Достоевский глазами современной молодежи», предложили посетителям взглянуть на мир Достоевского и его героев с необычного ракурса – глазами художников комиксов.
Произведения великого писателя доносят до читателей разными способами. И такое, что сразу и не узнаешь Федора Михайловича в современном прочтении. Классику в массы! Малочитающей публике, которая не справляется с большим количеством букв и страниц, представлены комиксы по произведениям Достоевского. Осилить «Преступление и наказание» или «Братьев Карамазовых» с одной попытки не всем под силу. Веселые картинки в этом помогают.
В год 200-летия Достоевского омские граффити-художники не могли остаться в стороне от столь важной даты. Граффитисты изобразили на стене арт-галереи «Квадрат» омское пространство Достоевского. На огромной стене площадью 130 кв. м расположился портрет Достоевского и ретроспективное изображение улицы, а также известная фраза писателя: «Жизнь – дар, жизнь – счастье».
Масштабного и нарисованного под старину граффити однозначно не хватало городу. Ведь Омск – это целый исторический пласт из жизни писателя. Как известно, о городе у него остались неприятные воспоминания. Тем не менее, о Достоевском помнят и гордятся тем, что в Омске жил великий русский писатель. Есть памятники, есть музей и даже университет. А теперь ещё и арт-объект.
Это интересно — «Вечная книга»
Евангелие – книга, которая была стержнем духовной жизни великого писателя. Попало оно к Фёдору Достоевскому в чёрный час его жизни: приговорённый к четырём годам каторги он с этапом был отправлен в Сибирь. В Тобольской пересыльной тюрьме, по дороге в омский острог, и произошла его встреча с судьбоносной Книгой. Евангелие подарили Достоевскому жёны декабристов – Наталья Дмитриевна Фонвизина, Прасковья Егоровна и Ольга Ивановна Анненковы (мать и дочь), Жозефина Адамовна Муравьёва.
В «Дневнике писателя» в 1873 году Достоевский вспоминал: «Мы увидели этих великих страдалиц, добровольно последовавших за своими мужьями в Сибирь… Они благословили нас в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием –единственная книга, позволенная в остроге. Четыре года пролежала она под моей подушкой в каторге. Я читал её иногда и читал другим. По ней выучил читать одного каторжного».
До самых последних часов жизни это Евангелие было рядом с Фёдором Михайловичем. По нему он определял судьбу своих литературных героев и сверял собственную жизнь. В нём писатель хранил самые драгоценные реликвии – закладку, вышитую дочерью Любой, засушенную веточку туи с могилы старшей дочери Сонечки, письма и рисунки детей, наброски с сюжетами будущих произведений, собираемую втайне во время ссылки «Сибирскую тетрадь» с пословицами и поговорками каторжан, заметки.
Евангелие – до сих пор предмет глубокого и вдумчивого изучения. Отметки ногтем, карандашные штрихи, оттиски хранившихся там когда-то предметов, очевидно важных для Достоевского, становятся объектом исследования. В 2010 году Российская государственная библиотека и издательство «Русскiй Мiръ» выпустили факсимильное издание Евангелия, принадлежавшего Фёдору Михайловичу. В процессе изучения Евангелия, благодаря разработанной в отделе рукописей РГБ методике оптико-электронной текстологии, удалось открыть более 1400 малоразличимых помет, которые просто не были видны невооружённым глазом.
Достоевский и кино
Многие в наши дни, когда разговор заходит о книге из русской классики, восклицают: «А я фильм смотрел!» – тем самым как бы подчеркивая, что необходимости читать произведение уже и нет. Да, романы Достоевского трудны для чтения, но кино представило и жизнь, и произведения Достоевского в другом ракурсе и позволило многое понять и принять.
Очень обширна фильмография Достоевского. Трижды сняты «Белые ночи», четыре режиссёра потрудились над «Бесами». «Братья Карамазовы» сняты в 8-ми ракурсах в разных странах, 10 фильмов — экранизация «Игрока», 9 – «Идиота». И именно кинокартины и сериалы вновь привлекли внимание к Достоевскому как к личности и писателю.
Многих очень впечатлил сериал «Достоевский», вышедший на телеэкраны в 2011 году. Здесь представлен нетрадиционный образ самого загадочного и трагического русского писателя со своими достоинствами и пороками. За образец внешности Достоевского в зрелости, которого сыграл Евгений Миронов, был принят портрет работы Василия Перова.
В 1972 году режиссёром Алексеем Баталовым поставлен одноимённый фильм «Игрок». Главную роль исполнял Николай Бурляев. Великолепная экранизация романа Ф. М. Достоевского, рассказывающая о всепоглощающей страсти к азартным играм.
Очень точен отзыв о книге «Игрок»: Произведение жесткое до жестокости, нервное до неровности и искреннее – уже до душевной обнаженности. Это – своеобразная «история обыкновенного безумия» по-достоевски.
Все программные произведения писателя помнятся, но прочитать книгу «Идиот» у многих возникло желание после просмотра телевизионного сериала, увидевшего свет в 2003 году.
Фильм получил семь премий «Тэффи», премию «Золотой орёл», приз в номинации «Народный рейтинг». Призом за лучшую мужскую роль в категории «драма» удостоен Евгений Миронов. Знаменательна премия А. И. Солженицына «За вдохновенное прочтение романа «Идиот», вызвавшее народный отклик и воссоединившее современного читателя с русской классической литературой в её нравственном служении».
В заключение
Когда мы узнаем, что нейросеть оживила портрет Достоевского, можно не удивляться выбору кандидатуры, потому что, при погружении в волны интернета, всегда чувствуется присутствие этого классика. Достоевский вновь в топе продаж, книги Достоевского сжигают на съемках и запрещают в восточных странах. Он постоянно возникает в новостях по самым разным поводам и в самых разных контекстах: то театральном (очередной театральный режиссер перенес действие романа Достоевского в наши дни, школьники вновь и вновь снимают видеоролики о «Преступлении и наказании»), то коммерческом (раритеты Достоевского выставляются за огромные деньги – первое издание «Братьев Карамазовых» – желанный лот на аукционе «Christie’s»), то политическом (в 2010 году госсекретарь США Хиллари Клинтон признавалась в любви к Достоевскому в интервью В. Познеру. Президент Франции Э. Макрон процитировал «Пушкинскую речь» на Петербургском экономическом форуме).
Как и утверждал булгаковский герой, Достоевский оказался бессмертным – другой вопрос, зачем именно он нужен современности? А он просто — писатель вне времени.
Публикацию по материал Инернетизданий
подготовила библиотекарь 1 категории
Т. Н. Шинкарева