В понедельник, 29 ноября, состоялось очередное заседание Ученого совета академии.
С подробным анализом работы по подготовке научных кадров на кафедрах и факультетах академии в течение 2019-2021 гг. выступил проректор Владимир Филиппович Мущанов.
Владимир Филиппович в своем выступлении остановился на анализе восполнения кадрового состава кафедр молодыми специалистами, что в свою очередь отражается и на показателях в целом наличия преподавателей с учеными степенями. В основу своего анализа за три года проректор вложил качественные и количественные показатели на кафедрах с укомплектованным штатным составом, привлекавших и не привлекавших молодых сотрудников к научной работе, и кафедрах с не укомплектованным штатным составом, также привлекавших и не привлекавших молодежь. В докладе был представлен не только анализ в цифрах, но и осуществлена подробная характеристика выполнения задач, а также приведены конкретные факты и примеры.
— Рассматривая эту проблематику, мы должны помнить, что для коллектива вуза крайне важна преемственность научных школ, — отметил Владимир Филиппович, — постоянная планомерная работа с молодыми преподавателями, с магистрами.
Проректор Ярослав Викторович Назим выступил с докладом «Мониторинг эффективности работы электронной информационно-образовательной среды Академии».
Выступающий подчеркнул, что основными компонентами электронной информационно-образовательной среды в ГОУ ВПО «ДОННАСА» являются:
— официальный сайт образовательной организации (Режим доступа http://donnasa.ru, зеркало сайта http://donnasa.org);
— автоматизированная система управления учебным процессом (АСУ УП) (Режим доступа к интернет-расширению информационной системы: http://edu.donnasa.ru);
— система электронного обучения образовательной организации (Режим доступа http://dl.donnasa.org);
— ЭБС IPRbooks, доступ к которой предоставляется в соответствии с лицензионным договором, заключенным с ООО «Компания «Ай Пи Ар Медиа» (Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru), в состав которой входит Единая электронно-библиотечная система Международной общественной организации «Ассоциация строительных высших учебных заведений» (ЭБС АСВ);
— платформа ВКР ВУЗ для размещения, хранение материалов выпускных квалификационных работ, поиска на заимствования, а также создания электронных портфолио обучающихся (Режим доступа http://www.vkr-vuz.ru)
Также Ярослав Викторович в своей речи отметил, что электронная информационно-образовательная среда Академии обеспечивает:
— доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
— фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
— проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
— формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
— взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.
Как отметил Я. В. Назим, по состоянию на 01.09.2021 г. внедрены и апробированы основные программные модули АСУ УП и основные процессы, которые автоматизирует система:
– разработка, проверка и утверждение учебных планов всех уровней образования;
– подготовка учебных планов для процедуры государственной аккредитации и проверка на соответствие ФГОС;
– регистрация абитуриентов, экспорт данных в ПО «Деканат»;
– учет и ведение личных дел студентов;
– формирование приказов, управление движением контингента студентов;
– формирование списка учебных групп и потоков (для расчета нагрузки);
– формирование учебной нагрузки и расчет штатов;
– распределение нагрузки между преподавателями;
– создание индивидуальных планов преподавателей и планов работы кафедр;
– электронный документооборот ведомостей успеваемости;
– учет, мониторинг и анализ успеваемости обучающихся в информационной системе;
– автоматизация разработки РПД;
– формирование и проверку обеспеченности кафедр рабочими программами дисциплин на основе учебных планов и РУП;
– публикация информации в сети Интернет.
Далее проректор сказал, что с 01.09.2021 АСУ УП введена в постоянную эксплуатацию.
И среди наиболее важных достижений в формировании ЭИОС:
– внедрение и опытная эксплуатация основных программных модулей АСУ УП: «Планы», «Деканат», «Электронные ведомости», «Приёмная комиссия», «Интернет-расширение информационной системы», а также подсистем «Учебная нагрузка» и «Редактор РПД». Поставленные задачи по внедрению и апробации АСУ УП выполнены;
– осуществление интеграции цифровых ресурсов IPR MEDIA с ЭИОС Академии. Благодаря установке и настройке модуля бесшовной интеграции переходы пользователей СДО в ЭБС IPR BOOKS теперь осуществляются методом «клик по кнопке» или «переход к изданию каталога ЭБС» без дополнительной авторизации.
А дальнейшие перспективы расширения функционала АСУ УП следующие:
– на 2021-2022 уч. год запланировано внедрение дополнительного модуля «Автоматическое расписание» (для автоматизации управления учебным процессом) и программы «Диплом Мастер» (для подготовки и печати дипломов и приложений к дипломам на бланках государственного образца РФ и академических справок студентам, обучающимся по аккредитованным Рособрнадзором образовательным программам);
– внедрение и апробация дополнительного модуля «Ведомости-онлайн»;
– создание шаблонов для автоматизированного формирования отчетности.
Декан факультета экономики, управления и информационных систем в строительстве и недвижимости Оксана Витальевна Веретенникова представила информацию о роли кафедр факультета в профессиональном воспитании студентов. Она отметила, что современные тенденции в образовательной среде, содержание государственных (федеральных) образовательных стандартов отражают смещение акцентов и целей современного профессионального образования в сторону перехода от знаниевых целевых установок к установкам на формирование способности и готовности специалистов решать профессиональные задачи в различных ситуациях.
В соответствии с такими тенденциями выпускающими кафедрами факультета ЭУИССН подготовлены рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Строительство», соответствующим профилям бакалавриата и программам магистратуры. Реализация таких программ осуществляется в соответствии с закрепленными в них индикаторами достижения общепрофессиональных и универсальных компетенций, отображающими в содержательном наполнении функции воспитательной работы.
В настоящее время такая работа поделена на два основных блока: работа, проводимая во время учебных занятий, и работа, осуществляемая в рамках второй половины рабочего дня — работа по гражданскому, патриотическому, духовно-нравственному, физкультурно-оздоровительному, экологическому, профессионально-трудовому, культурно-творческому, научно-образовательному воспитанию.
Данные виды работ реализуются в четырех основных сферах решения задач: формирование первоначальных представлений об основах профессиональной деятельности;
развитие личностного интереса к выбранной профессии;
формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное выполнение профессиональных функций;
развитие чувства патриотизма, общегражданских ценностных ориентаций.
Оксана Витальевна привела примеры мероприятий, организованных преподавателями и студентами факультета для реализации задач профессионального воспитания обучающихся.
Обсуждение вопроса о профессиональном воспитании студентов Академии продолжил помощник ректора Виктор Николаевич Левченко. Он отметил, что выступление Оксаны Витальевны завершило цикл отчетов факультетов, которые регулярно заслушивают члены Ученого совета.
Виктор Николаевич подчеркнул, что основная задача профессорско-преподавательского коллектива состоит в том, чтобы из абитуриентов выбравших нашу академию по одной из многочисленных причин, подготовить специалистов, сделав принцип профессиональной ориентации в воспитании студентов одним из основных и приоритетных. И здесь мы ставим перед собой две цели: во-первых, воспитание любви и уважения к избранной специальности, и во-вторых — привитие студентам соответствующих этических норм выбранной профессии.
Совет по воспитательной работе вполне обосновано считает, что профессиональное воспитание сегодня должно охватывать не только студентов старших курсов. Его необходимо начинать с первых дней обучения студентов в Академии. Два последних учебных года оказались, в связи с переходом части учебного процесса в режим дистанционного обучения, очень сложными с точки зрения организации воспитательного процесса, особенно среди студентов первых и вторых курсов. В такой ситуации значительно возросла роль куратора в том, чтобы студенты с самого начала не потеряли связь и с учебным процессом, и с группой.
Чрезвычайно важным инструментом в профессиональном воспитании стали дни кафедры, которые утвердились в Академии как одна из форм воспитательной работы. Сегодня в академии накоплен достаточно разнообразный опыт их проведения, но какой бы не была форма проведения, все они профессионально ориентированы.
Виктор Николаевич напомнил, что уже не раз на Ученом совете говорили о необходимости создания на факультетах профессиональных студенческих клубов или объединений по интересам, таких как «Эколог», «Архитектор», «Автомобилист», «Строитель», «Интеллектуал» и т.д. В состав этих клубов и объединений вполне могут войти и молодые преподаватели и ученые академии. Мы понимаем, что создание таких клубов дело не легкое и требует времени, но, с другой стороны, мы абсолютно уверены, что польза от их работы будет огромная, именно они должны стать центром профессионального воспитания патриотизма и гордости за избранное дело.
В завершение заседания Ученого совета ректор Академии Николай Михайлович Зайченко поздравил коллектив с успешным завершением аккредитации в Рособрнадзоре всех образовательных программ. «Мы с гордостью можем отметить, что Академия – первый ВУЗ в Республике, который успешно прошел аккредитацию в Российской Федерации всех образовательных программ. Большое спасибо всем, кто много и плодотворно работал», — сказал ректор.