В понедельник, 16 января, в Республиканском архитектурно-строительном лицее-интернате ДонНАСА состоялся очередной «Разговор о важном». Внеурочное занятие было посвящено одной из самых болезненных страниц истории Великой Отечественной Войны – блокаде Ленинграда. Однако, к безмерной печали примешивалась и доля торжества, ведь именно 18 января 1943 года произошел прорыв страшной смертельной ловушки.
Спустя 80 лет эти январские дни наша страна вспоминает с ужасом и скорбью события, произошедшие в годы блокады Ленинграда с его жителями. Окруженный со всех сторон город пытался выжить – просто выжить, физически, почти без еды, почти без электричества, порой без тепла в самый лютый мороз, под постоянными обстрелами. И это на протяжении почти 900 дней! Лишь 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано, а окончательно блокада была снята еще через год – 27 января 1944 года. Лучше всего о блокаде говорят даже не слова, не стихи или песни, не фильмы, а кадры кинохроники той трагедии, которую смотрели обучающиеся 11-тых классов лицея во время внеурочного занятия.
Ребятам напомнили, что Ленинград был взят в кольцо блокады 8 сентября 1941 года, то есть в самом начале учебного года. Часть школ продолжала работать. В первый год блокады в городе работали 39 школ, уроки в них вели 537 учителей. На следующий год открылась уже 91 школа (в них работали уже 1477 педагогов). Учитель в блокадном городе имел два плана урока: один – для работы в нормальных условиях, а другой – на случай артобстрела или бомбежки. На обложке тетради дети записывали номер школы и номер бомбоубежища, в котором проходили занятия. Да и не только школы продолжали работать. В городе проходили выставки, театральные постановки, концерты и даже футбольные матчи! Город старался жить своей обычной жизнью в экстремальных обстоятельствах.
Десятиклассники посмотрели презентацию о блокаде Ленинграда и ее прорыве.
Также во время этого занятия поговорили о подвиге народов СССР во время Великой Отечественной Войны. Подвиги были разными. Труженики тыла работали по 12-14 часов на заводах под девизом «Все для фронта, все для Победы».
Были и те, кто не сдавался даже в занятых фашистами городах. Так появились подпольные организации, одна из них – в городе Краснодоне. Лицеисты посмотрели также познавательное видео о «Молодой гвардии».
Молодежное подполье Краснодона действовало менее 3 месяцев, с октября 1942 года по январь 1943. Участникам «Молодой гвардии» было от 14 до 18 лет, самому старшему – 25. «Молодая гвардия» возникла потому, что 9 сентября 1942 года фашисты совершили одно из страшных своих злодеяний: живыми закопали в парке Краснодона 32 шахтера, отказавшихся давать уголь для фашистской Германии. Группа ребят поклялась мстить оккупантам. Они распространяли по городу антифашистские листовки, развешивали красные флаги, нападали на немецкие грузовики с оружием и передавали его подпольщикам. Самые знаменитый подвиг «Молодой гвардии» – это поджог биржи труда. Сгоревшие там документы помешали фашистам угнать в Германию тысячи человек. Молодогвардейцы, к сожалению, были раскрыты и жестоко казнены фашистами, но память об их подвиге увековечена, например, в романе Александра Фадеева «Молодая гвардия».
– Память о трагедии Ленинграда и подвиге Краснодона, о других героях фронта и тыла времен Великой Отечественной Войны сохраняется не только благодаря кинохроникам, фотографиям, художественным фильмам или таким разговорам как наш разговор. Память сохраняется и тогда, когда мы пытаемся воплотить ее в чем-то материальном – в том, что мы обычно называем памятниками, – говорят педагоги.
В конце занятия лицеистам всех классов предложили создать макет памятника, посвященного блокадному Ленинграду. Можно также создать инсталляцию или компьютерную модель.
Когда ребята закончат работу, в лицее состоится выставка, посвященная 80-летию прорыва блокады Ленинграда. Ребята отозвались на это предложение с большим энтузиазмом. Они считают, что историческая правда и сохранение памяти о подвигах народа очень важны.