Студенческий строительный отряд (ССО) — производство и учёба, воспитание и спорт, романтика дальних мест и необжитых территорий, форменная одежда и песни у костра с каждодневным напряжённым трудом, хозяйственная самостоятельность и собственный фонд заработной платы. ССО — маленькая жизнь ради большого блага… В истории ДонНАСА ССО — это особый сюжет, который красной нитью проходит через всю историю Академии. Первые строительные отряды создавались в Донбассе после войны, в 1947 году, когда студенты первого набора по специальности «Промышленное и гражданское строительство» строили пятый учебный корпус Донецкого индустриального института, где потом на протяжении многих лет размещался строительный факультет, ставший основой для формирования строительного образования в Донбассе. Но официальная история зарождения стройотрядовского движения началась гораздо позже, когда первые отряды появились на целине, с участием наших студентов и выпускников.
1959 год — символическая дата рождения студенческих строительных отрядов в СССР. Однако ещё за год до этого, в 1958 году, 30 студентов строительного факультета Донецкого индустриального института из потоков Ст 8 и Ст 9 отправились на целинные земли в совхоз «Гвардейский» Акмолинской (затем Целиноградской) области. В числе первых студентов-строителей были будущие преподаватели Академии — профессор В. Г. Колесниченко, доценты Э.П. Брыжатый и А. Г. Гавриленко. На летних каникулах студенты факультета оказывали помощь колхозам и совхозам в уборке урожая, строительстве домов, ферм, плотин, холодильников. Короткий летний период (50-60 дней) — время деятельности ССО. Возглавлял группу преподаватель кафедры строительных конструкций Г. М. Носов.
С 1965 года в Советском Союзе начался подъем и освоение целинных и залежных земель Казахстана. По воспоминаниям бывшего секретаря комитета комсомола Донецкого политехнического института, в последующем проректора Донбасской национальной академии строительства и архитектуры, профессора В. Н. Левченко, за Украи ной была закреплена Кустанайская область. Вместе с людьми в Казахстан направлялись строительные материалы и техника. Наряду с профессиональными строителями для выполнения работ направлялись и студенческие отряды.
Объединённый строительный отряд от Донецкой области трудился в Джетыгаринском районе и состоял из 11 линейных отрядов. Отряды ДПИ в основном формировались из студентов строительного факультета. В одном из таких отрядов «Юность» работал студент II курса А. А. Ягмур, ныне доцент кафедры металлических конструкций и сооружений. Отряд построил улицу одно- и двухквартирных домов, которые были переданы местному населению «под ключ». Помимо основного занятия студенты проводили большую общественно-политическую работу среди населения, давали концерты в клубах, участвовали в спортивных соревнованиях.
Главным инженером областного штаба в Джетыгаринском районе был ассистент кафедры строительных конструкций Е. В. Горохов, комиссаром — В. Н. Левченко. За работу в составе ССО оба были награждены медалью «За освоение целинных и залежных земель».
Первые целинники строительного факультета: Акмолинский район, село Балкашино, 1958.
Четвёртый слева — В. Г. Колесниченко, девятый слева — Э. П. Брыжатый
«\…Нам поручили строить телятник, небольшую земляную плотину, холодиль ник, хозсарай и добывать бутовый камень. Начинали с нуля. Совхоз нам выдал лишь немного инструментов, причём черенки для лопат, топорища, носилки, ящики для раствора изготавливали мы сами. Все работы выполнялись вручную. Мы грузили песок в бортовые машины, в русле речушки добывали бутовый камень ломами и кувалдами. Цемент доставляли автотранспортом из районного центра Балкашино. Вручную выполняли земляные работы, готовили растворную смесь, заготовку стропил, оконных и дверных коробок. Бригады возглавляли Колесниченко В. Г. и я.
За лето мы выполнили, большой объем земляных работ — 320 куб. м, добыли 595 куб. м бутового камня, погрузили и разгрузили 1400 т бутового камня, 490 т песка, 60 т цемента, приготовили 270 т раствора, заготовили 68 куб. м стропил, выполнили 567 куб. м бутовой и 25 куб. м саманной кладки, изготовили 21 рядовую перемычку, заготовили и установили 62 п. м оконных и дверных коробок, изготовили 616 кв. м подмостей. Кроме того, мы работали на поле. Убрали свыше 300 тонн силосной массы.
Евгений Горохов на освоении целинных земель
В адрес института руководство совхоза прислало благодарственное письмо. О нашей поездке в газете института «Советский студент» была напечатана статья. Комитет комсомола наградил нас грамотами. Наш отряд явился прообразом последующих студенческих отрядов\».
С 1963 по 1966 годы каждое лето строительными отрядами руководил аспирант кафедры строительных конструкций Е. В. Горохов, в последующем ректор Донбасской национальной академии строительства и архитектуры.
1968-1969 гг. — студенты-строители совместно со студентами металлургического факультета ДПИ выезжали в Сарпинский и Артаньземельский районы Калмыкии. Вот что вспоминает боец отряда А. А. Ягмур:
«\…Работали под палящим солнцем по 12-14 часов. На строительной площадке стояла одна цистерна с водой, от которой в полдень не было тени. Обед привозили в термосах, но из-за отсутствия аппетита съедали его вместе с ужином только с наступлением темноты\».
В 1969 году был организован отряд «Монолит», командиром которого был А. В. Козицкий. Отряд был разделён на две бригады: одна, поменьше, работала на колхозной стройке, вторая (основной состав) — на строительстве большого пионерлагеря в азовской Ялте (объект именовали не иначе, как «Азовский Артек»). Несмотря на престижность стройки, отряд плохо обеспечивали стройматериалами, постоянно не хватало то кирпича, то цемента, то сборных железобетонных конструкций. Сказывалось также отсутствие у большинства бойцов строительных профессий, а основной работой была качественная кладка кирпичных стен.
В начале августа областной штаб ССО получил разнарядку из Киева срочно сформировать Донецкий стройотряд для отправки в Тольятти на строительство ВАЗа (это был год, предшествовавший году пуска знаменитого автозавода в эксплуатацию), и ССО «Монолит» был переведён с азовских берегов на берега Волги. Отряд базировался в палаточном городке на 2000 временных жителей рядом с ВАЗом и выполнял работы по обустройству крыши главного корпуса со сборочным конвейером (здание длиной два километра). Работы здесь велись с соблюдением КЗоТ, никаких сверхурочных, так что по вечерам бойцы успевали хорошо отдохнуть в студенческом коллективе, собравшемся со всей страны. «Монолит» входил в сводный украинский отряд, а были ещё отряды от каждой из республик СССР. Стройотрядовцы жили в огромных армейских палатках, питались в огромных рабочих столовых стройки.
Во второй половине 60-х и в начале 70-х годов отряды студентов строительного факультета и других факультетов ДПИ каждое лето выезжали на строительство базы отдыха в посёлке Ялта на берегу Азовского моря. Ещё и сегодня остались их автографы на шиферных крышах летних домиков – «Ст-13 а, Ст-14 а, б, Ст-15».
В 1970 году главным инженером сводных отрядов ДПИ, Макеевского филиала ДПИ и мединститута был студент четвёртого курса строительного факультета А. А. Ягмур. Сводный отряд в количестве 700 человек поездом был доставлен до станции Лабытнанги, затем катером переправлен на другую сторону Обской губы в г. Салехард, оттуда вертолётом переброшен к месту работы в г. Надым. Жили в палатках по 10-15 человек. Студенты строили брусчатые дома для местных жителей.