Заседание 27.03.2017 г.

Протокол №7 заседания Ученого совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» от 27 марта 2017 года

1. Анализ текущего состояния и определение перспективных направлений научно-исследовательской, научно-производственной и инновационной деятельности академии.

Проректор по научной работе д.т.н., профессор Мущанов В.Ф. представил информацию по вопросу.

Владимир Филиппович сообщил, что на протяжении 2016 г. научные исследования в академии выполнялись 380 исследователями, из них 208 исследователями со степенями и званиями, 120 молодыми исследователями в возрасте до 35 лет. Научно-педагогический коллектив академии принимал активное участие в выполнении научных исследований, финансируемых по различным направлениям:

госбюджетная тематика с соответствующим финансированием в 2016 г. отсутствовала. Вместе с тем, следует отметить, что 26.01.2017 г. приказом по МОН ДНР по заказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР открыто финансирование комплексной госбюджетной темы «Разработка концепции создания социального жилья и восстановления объектов инфраструктуры на территориях, пострадавших от военных действий», в выполнении которой задействовано 70 исполнителей, являющихся сотрудниками 10 кафедр:
— в рамках хоздоговорной тематики, выполняемой по заказам физических и юридических лиц, выполнено 38 НИР с договорным объемом 2929,81 руб. (профинансировано на конец 2016 г. 2,3 млн. руб.);
— в рамках 2-й половины рабочего дня преподавателя выполнялись работы по 28 кафедральным темам.

Реализация результатов научных исследований, выполняемых по отмеченным направлениям, проводилась в тесном взаимодействии с Минстроем ДНР, базовой организацией которого академия является. В соответствии с потребностями Минстроя ДНР и Донецкой Народной Республики усилия сотрудников академии были сосредоточены на разработке нормативно-правовой базы. Только в 2016 г. академией разработаны:
— Жилищный комплекс, которым регламентируются взаимоотношения владельца жилья и государства и прежде всего, вопросы реализации права граждан на жилье, управления жилищным фондом и др.;
— принято активное участие в разработке Строительного кодекса ДНР, в частности при разработке разделов:
Глава 1. Общие положения.
Глава 3. Территориальное планирование.
Глава 8. Архитектурно-строительное проектирование.
Глава 12. Эксплуатация строительных объектов.
Глава 13. Государственный градостроительный кадастр.
Глава 15. Профессиональная подготовка кадров в строительстве;

через участие в соответствующих комиссиях научно-технического совета Минстроя ДНР проведен анализ нормативно-технической базы в сфере строительного проектирования и даны рекомендации по ее дальнейшему применению;

научно-техническим советом принята концепция подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для строительной отрасли и ЖКХ (за 2016 г. через факультет ДПО в рамках повышения квалификации подготовку прошли 105 внешних слушателей с оплатой за обучение 165,2 тыс. руб.).

Докладчик отметил, что в академии научно-техническая и проектная деятельность осуществляется через сеть специализированных инженерных центров и лабораторий, объединяющих во временных творческих коллективах специалистов различных кафедр, обеспечивающих комплексное решение задачи по соответствующему направлению. Для реализации такой деятельности серьезным и необходимым шагом стали:

лицензирование проектно-изыскательской деятельности;

аккредитация деятельности испытательных лабораторий (ЦИКС (лаборатория строительных материалов, лаборатория дорожно-строительных материалов, лаборатория испытания конструкций и сооружений, лаборатория испытания грунтов) – март 2017 г., электротехническая лаборатория) – июль 2016 г.

Основной объем выполненных и профинансированных работ приходится на долю лаборатории «Градостроительство и землеустройство», прошедшей соответствующую аккредитацию в структурах ДНР в 2016 г. НПЛ «Градостроительство и землеустройство» (Главным управлением земельных ресурсов Донецкой Народной Республики выдана лицензия на проведение землеустроительных (землемерных) работ ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» (22.08.2016 г.). За период с января по ноябрь (включительно) 2016 г. лабораторией выполнено 5 крупных научно-изыскательских работ общим объемом 2,194103 млн. руб., заказчиками которых выступили администрации городов Енакиево, Кировское, ДПИИЗ.

Обследование технического состояния и разработка проектов реконструкции зданий и сооружений (ДДЦ, ПИ, ЦВС). Для выполнения этих работ 19.02.2016 г. лицензионной комиссией Минстроя ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» предоставлено право на осуществление архитектурно-строительной деятельности в области:
— изыскательных работ для строительства;
— разработки строительной документации;
— проектирования объектов архитектуры;
— проектирование внутренних инженерных сетей и систем, — инжиниринговой деятельности в строительстве.

Также, 13.03.2017 г. от ГП «Донецкстандарт метрология» получен аттестат аккредитации на проведение сертифицированных испытаний грунтов, материалов и изделий, строительных конструкций.

Специалистами этих лабораторий:
проведены исследования по оценке технического состояния зданий и сооружений и разработке на этой основе проектов усиления и реконструкции зданий и сооружений. В 2016 г. заказчиками работ выступили Ясиноватский завод ЖБИ, РСК «Динамо», организации МОН И МК ДНР, ГИ МИНАППП ДНР, ГП РОС (выполнено 15 работ на общую сумму 175,146 тыс. руб.).

Исследования и испытания строительных материалов (ИЛ и СМ).

По результатам заседания лицензионной комиссии Минстроя ДНР от 22.06.16 г. было принято решение о дополнении существующего перечня работ в части:
проектирования объектов архитектуры: мостов, путепроводов, переходов, вертикального транспорта (лифты, экскалаторы, подъемники и т.д.); инжиниринговая деятельность в строительстве: обследование и оценка технического состояния строительных конструкций, сооружений и инженерных сетей, а также технический надзор зданий и сооружений.

Специалистами этих лабораторий проводятся исследования по испытаниям составов и определению показателей качества строительных материалов по договорам (62260 руб., выполнено 9 работ) – заказчики ООО «ДИП», ООО «Донбассстройресурсы», ООО «ВТС» и др., а также подбор составов и определение показателей качества асфальтобетонних смесей (198500 руб., выполнено 5 работ) – заказчики ООО «Атлон», ПАО «Облдорремстрой», ООО «Донспецпром».

Также по заданию Минстроя ДНР и Минтранса ДНР разработаны и представлены на рассмотрение Главы Республики:
программа по развитию промышленности строительных материалов в ДНР;
программа по развитию промышленности дорожно-строительных материалов.

Еще одним из приоритетных направлений научно-проектной деятельности на этот год должно стать внедрение проектных и научно-исследовательских разработок по водоснабжению и водоотведению объектов народного хозяйства. Для этого со стороны руководства республики есть непосредственная заинтересованность, а у академии – потенциал 3-х кафедр, которые взаимно дополняя друг друга позволят обеспечить комплексное решение важнейшей для ДНР проблемы, а именно:

1) разработки кафедры «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов»:
— разработка новых биотехнологий по удалению азота из городских и промышленных сточных вод;
— технология утилизации органической части осадков городских сточных вод;
— современные методы возобновления пропускной способности водоводов и емкостных сооружений;
— оптимизация водопроводного хозяйства городов и населенных пунктов Донецкой области;
— изучение возможностей использования пневмовзрыва для возобновления пропускной способности скважин;
— интенсификация процесса биологической очистки сточных вод в условиях низких концентраций загрязнений;
— разработка метода глубокой очистки сточных вод от взвешенных веществ с использованием нетканных материалов;
— исследование системы вакуумной канализации для малых населенных мест;
— разработка норм водопотребления для городов Донецкой области.

2) разработки кафедры «Городское строительство и хозяйство»:
— определение оптимальных норм водоснабжения и водоотведения с учетом индекса экономической эффективности;
— автономные установки для очистки сточных вод с помощью пробиотиков;
— повышение энергоэффективности работы котельных, снижение накипеобразования в котлах путем электрохимичекой обработки подпиточной воды постоянным током, проектирование и конструктивно-технологическое оформление установок электрохимической обработки воды для предприятий коммунального хозяйства;

3) разработки кафедры «Техносферная безопасность»:
— защита здоровья человека и окружающей среды от негативного воздействия сточных вод, в том числе, соединений алюминия;
— разработка мероприятий по обеспечению безопасности населения при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений на грунтах, подверженных тиксотропным явлениям, просадкам и шахтным подработкам.

Организационным мероприятием, позволяющим реализовать на практике научно-исследовательскую деятельность и опытно-конструкторские разработки в этом направлении, должна стать аккредитация деятельности центра «ТЭРС» через ГП «Донецкстандартметрологию».

Подготовка научных и научно-педагогических кадров:

Программы аспирантуры ДонНАСА реализуются по 11-ти направлениям подготовки и 22 специальностям, подготовка в докторантуре реализуется по 5-ти научным специальностям. К сожалению, ограниченность лицензионного объема набора в аспирантуру, принятая в наиболее тяжелом для набора 2014 г., и остающаяся по независящим от нас причинам неизменной до сих пор, не дает возможности полноценно реализовать подготовку научных кадров высшей квалификации. Потому в настоящее время в аспирантуре обучается 26 аспирантов и еще 17 обучающихся, в дополнение к этому, работает над диссертациями в форме соискательства. Подготовкой докторских диссертаций, в настоящее время, в академии занято 9 сотрудников (из них 5 соискателей, которым тема диссертационной работы утверждена решением Ученого совета). Докторантов на настоящий момент в академии нет, что, прежде всего, объясняется несовершенством действующего законодательства в части стипендиального обеспечения. В настоящее время на базе ДонНАСА функционирует 2 диссертационных совета, осуществляющих свою работу по 5-ти научным специальностям:

— Совет Д 01.006.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям:
05.23.01 Строительные конструкции, здания и сооружения;
05.23.05 Строительные материалы и изделия;
05.23.21 Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности.

— Совет Д 01.005.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям:
05.23.03 Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение.
05.23.04 Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов.

В 2016 г. в советах ДонНАСА защищено 7 кандидатских диссертаций. В целом сотрудниками академии защищены 2 докторские и 13 кандидатских диссертаций.

Присвоены 13 ученых званий (1 профессора и 12 доцентов). В настоящее время из дел, по которым совет принял решение в 2016 г., МОН ДНР остались не рассмотренными еще 3 аттестационных дела.

В планах на 2017 г. по этому направлению деятельности:
— подготовка через рабочие группы МОН ДНР ряда нормативных документов, связанных с подготовкой аспирантов и соискателей, как составляющей, в том числе к аккредитации деятельности аспирантуры, проводимой в соответствии с планом МОН ДНР;
— увеличение числа защит;
— открытие совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 05.23.19 «Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства».

Международная научная деятельность. Поскольку анализ и перспективы развития международной деятельности академии были подробно освещены на январском заседании Совета, то необходимо детально заострить внимание на том, что в настоящее время приоритет в этом направлении отдается взаимодействию с ВУЗами Российской Федерации (НИУ МГСУ, СПГТУ им. П.Великого, ДГТУ и др.). Наряду с традиционными формами научного сотрудничества (совместные научные публикации, участие в конференциях, публикация трудов в научных изданиях вузов-партнеров, оппонирование диссертаций и др.) начала осуществляться программа научного сотрудничества, в частности с НИУ МГСУ по другим, не менее важным направлениям, а именно в части:

а) совместной подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру;

б) проведения совместных научных исследований (прежде всего, в рамках согласованной госбюджетной тематики);

в) включения периодических научных изданий ДонНАСА в перечень изданий ВАК РФ, публикации в которых признаются при защите кандидатских и докторских диссертаций;

г) защиты прав интеллектуальной собственности. НИРС, общие показатели:
— 2016 г. в НИРС принимали участие 1059 студентов академии (22,6%), в том числе 10 человек с оплатой труда. 18 студентов были исполнителями хоздоговорных, 42 – госбюджетных и 415 – кафедральных НИР;
— с докладами на конференциях в других вузах, выступило 105 студентов академии;
— призерами республиканских олимпиад и конкурсов студенческих научных работ стали 6 студентов; международных конкурсов – 14 студентов;
— получено 4 решения и 4 патента на полезную модель.

Если говорить о конкретике, можно еще раз вспомнить об успехах наших студентов-архитекторов, которые приняли участие в VI Международном Фестивале архитектурно-дизайнерских школ Евразии (07-10.09.2016, Ближневосточном Университете Северного Кипра). На фестивале представлены 550 работ по всем направлениям подготовки из 50 ВУЗов, из 17 стран мира. Студенты ДонНАСА завоевали 5 призовых мест: 1-е место – 1 чел.; 2-е место – 3 чел.; 3-е место – 1 чел.

22-24.11.2016 г. уже у нас в академии состоялся 1-й заочный Международный конкурс-фестиваль дипломных проектов региональных архитектурных школ, проведенный ДонНАСА совместно с Минстроем ДНР. Были представлены 104 конкурсные дипломные работы студентов-выпускников 2016 г. из Российской Федерации (из ведущих архитектурно-строительных и технических вузов Астрахани, Воронежа, Тамбова, Томска, Самары, Ростова-на-Дону, Красноярска, Магнитогорска, Ухты, Екатеринбурга), профильных вузов Казахстана, Киргизии, Приднестровской Молдавской Республики, студентов из ДНР, а также студентов-граждан Сирии, Марокко, Камбоджи. 9 студентов ДонНАСА стали победителями и призерами конкурса.

Улучшение информационного обеспечения, издательской деятельности и защита интеллектуальной собственности.

Докладчик отметил работу специалистов НТИЦ по продлению тестового доступа к электронно-библиотечным системам «Znanium», IPRbooks и изучению новых предложений. В течение 2016 г. ЭБС «Znanium» предоставил нашей академии бесплатные тестовые доступы (с 15 ноября 2015 г. по 15 февраля 2016 г.; с 22 апреля 2016 г. по 20 июля 2016 г.; с 9 декабря 2016 г. по 9 марта 2017 г.). C IPRbooks было заключено Соглашение № 2001/16 на предоставление доступа к изданиям научно-образовательного ресурса ЭБС Библиокомплектор до 31 декабря 2016 года. С 15 сентября 2016 г. студентам и преподавателям нашей академии было предложено воспользоваться услугами Polpred. Com (обзор СМИ, архивом полнотекстовых деловых публикаций информагенств и прессы по отраслям).

На протяжении года студенты и профессорско-преподавательский состав ДонНАСА имели возможность пользоваться электронной библиотекой диссертаций Российской государственной библиотекой (г. Москва) в отделах и центрах ДРУНБ им. Н.К. Крупской.

С учетом требований к международному научно-образовательному пространству в 2016 г. продолжалось сотрудничество по включению трех научных журналов, издаваемых в ДонНАСА, в Международную строительную базу данных ICONDA Bibliografic (Германия) и в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Начиная с 2014 г., информация о научных изданиях ДонНАСА размещается в известной международной базе данных Index Copernicus (Польша).

В разрезе анализа издательской деятельности следует отметить, что в целом за 2016 г. сотрудниками академии опубликовано 1143 работы, из которых: 3 научные монографии; 15 учебных пособий; 133 статьи, входящие в издания, которые индексируются в международных базах данных; 120 статей в сборниках научных трудов; 253 доклада в сборниках по материалам международных конференций; 157 докладов в сборниках конференций; 53 статьи в журналах Украины и региональных; 56 в зарубежных журналах и др.

Относительно поддержания статуса научных периодических изданий ДонНАСА следует отметить следующее:
— сохранен статус журналов ДонНАСА, входящих в международные базы данных: ICONDA (Германия, 2007), НБУ Вернадского (Украина, 2008), РИНЦ (Россия, 2009), ULRICHS WEB (2010), Google Schjlar (2013), Index Copernicus (Польша, 2013);
— все электронные версии периодических научных изданий ДонНАСА прошли регистрацию в Министерстве информации ДНР как средства массовой информации и получены положительные решения экспертных советов ВАК ДНР на включение их в Перечень ВАК ДНР;
— получен ISSN (Online) для издания электронной версии «Вестник ДонНАСА» и подписан договор с РИНЦ на издание электронной версии «Вестник ДонНАСА» с публикацией и индексацией полнотекстовых материалов этого издания;
— в 2017 г. заключен договор о включении в РИНЦ непериодических изданий по материалам двух ежегодных конференций, проводимых в ДонНАСА.

Важной составляющей популяризации результатов научных исследований, выполняемых в академии, стали новые мероприятия, предпринятые Полиграфическим центром, а именно создан и наполнен раздел «Издания по материалам конференций», в котором выкладываются сборники докладов и сборники тезисов конференций, проходящих в ДонНАСА.

В части патентно-лицензионной деятельности стоит отметить, что в 2016 г. получено 4 патента Украины на полезную модель (все с участием студентов). С целью повышения квалификации все сотрудники отдела интеллектуальной собственности в 2016 г. прошли обучение на современной образовательной платформе «Открытое образование», учрежденной ведущими университетами России, по курсу «Управление интеллектуальной собственностью – основы для инженеров», организованный НИТУ «МИСиС» при поддержке ЦИС «Сколково». По итогам окончания курса получены сертификаты, а также в декабре 2016 г. приняли участие в вебинаре, посвященном работе с платформой Web of Science: Работа с патентной информацией в базе Derwent Innovation Index.

Владимир Филиппович обратился к членам Ученого совета с просьбой утвердить проект решения.

Постановили:

1. Информацию принять к сведению и провести ее обсуждение на заседаниях кафедр и Ученых советах факультетов (срок — март-апрель 2017 г., ответственные – деканы, заведующие кафедрами).

2. Для улучшения организации и состояния деятельности научно-исследовательского сектора академии:
— начальнику НИС продолжить практику совершенствования организационных мероприятий для закрепления положительных тенденций улучшения состояния финансовой деятельности специализированных научных подразделений НИС и увеличения объемов научно-исследовательских работ, выполняемых по заказу организаций и учреждений (по специальному фонду);
— обеспечить высокий научно-технический уровень разработок, выполняемых по заказу Минстроя ДНР в рамках финансируемой госбюджетной тематики «Разработка концепции создания социального жилья и восстановления объектов инфраструктуры на территориях, пострадавших от военных действий» (ответственные: начальник НИС, руководитель темы; срок – в течение года);
— провести работы по аккредитации со стороны ГП «Донецкстандартметрология» научно-технической деятельности лаборатории «Центр технической экологии и ресурсосбережения» (ответственные – начальник НИС, руководитель центра, срок – апрель-сентябрь);
— продолжить выполнения комплекса организационных мероприятий и подготовки пакета документов по приданию Полигону испытаний опор линий электропередач и башенных сооружений ДонНАСА статуса государственного достояния ДНР (ответственные: руководитель ЦИКС, начальник лаборатории испытаний конструкций и сооружений, срок – в течение года);
— продолжить выполнения комплекса организационных мероприятий и подготовки пакета документов по приданию Полигону испытаний опор линий электропередач и башенных сооружений ДонНАСА статуса государственного достояния ДНР (ответственные: руководитель ЦИКС, начальник лаборатории испытаний конструкций и сооружений, срок – в течение года);
— продолжить совместно с МОН ДНР работы по возвращению научно-исследовательскому сектору академии статуса НИЧ ДонНАСА (ответственные: проректор по научной работе, начальник НИС, срок – в течение года).

3. С целью совершенствования научно-исследовательской работы молодых ученых, аспирантов, студентов, их участия в конференциях и результатов выступления в Республиканских и международных олимпиадах, конкурсах студенческих научных работ и дипломных проектов:
— обеспечить подготовку и проведение Первого Международного строительного форума «Строительство и архитектура-2017» (ответственные: проректор по научной работе, председатель совета молодых ученых, президент Малой академии строительства и архитектуры; срок – март-апрель 2017);
— Малой Академии строительства и совету молодых ученых ДонНАСА сосредоточиться на качественной подготовке студентов и лицеистов к участию во 2-м этапе Республиканских олимпиад, конференциях молодых ученых, аспирантов и студентов, конкурсах научных работ и дипломных проектов, процедурах отбора лучших молодых ученых для участия в конкурсах на соискание грантов на проведение научных исследований (ответственные: президент МАС, председатель СМУ, деканы факультетов, директор лицея; срок – в течение года);
— обеспечить рост показателей участия студентов, прежде всего, в хоздоговорной тематике, через участие во временных творческих коллективах с соответствующей оплатой (ответственные: начальник НИС, руководители НИР, срок – постоянно).

4. Для обеспечения роста количественных и качественных показателей работы по подготовке научно-педагогических кадров и выполнения показателей «Программы развития ДонНАСА на 2016-2017 гг.»:
— усилить ответственность научных руководителей и консультантов за срок своевременной защиты диссертационных работ, предусмотренный «Положением о подготовке научных и научно-педагогических кадров в системе дополнительного профессионального образования». С этой целью руководителям структурных подразделений всех уровней активно использовать необходимые средства, предусмотренные Уставом академии и действующим законодательством (ответственные: проректор по научной работе, научные руководители и консультанты, срок — постоянно);
— в рамках подготовки к аккредитации деятельности аспирантуры и докторантуры завершить подготовку проектов нормативных документов (образовательных стандартов, паспортов научных специальностей, типовых профессиональных программ кандидатских экзаменов и др.) (ответственные: проректор по научной работе, зав.отделом аспирантуры, срок – в соответствии с планом МОН ДНР);
— завершить формирование и передачу пакета документов на рассмотрение МОН ДНР по открытию совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук по научной специальности 05.23.19 «Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства» (ответственные
– проректор по научной работе, зав. кафедрой «Техносферная безопасность»; срок – апрель).

5. С целью совершенствования инновационной, информационной деятельности, защите объектов интеллектуальной собственности научно-техническому информационному центру ДонНАСА:
— результаты завершенных научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок отображать в «Каталоге перспективных научных разработок ДонНАСА» на сайте академии с целью их дальнейшей коммерческой реализации и внедрения через систему выставок, семинаров, круглых столов (ответственный – начальник НТИЦ, рук. отдела интеллектуальной собственности, срок – постоянно);
— завершить подготовку выставочного фонда постоянно действующей выставки научно-технических достижений ДонНАСА для экспонирования на территории «Зимнего сада» академии (ответственный – начальник НТИЦ, рук. отдела интеллектуальной собственности, срок — постоянно).

6. В направлении международного научного сотрудничества: обеспечить выполнение программ международного научного сотрудничества в части подготовки научных и научно-педагогических кадров и проведения научных исследований в рамках подписанных договоров о сотрудничестве (ответственные: проректор по научной работе, проректор по международным связям, срок – постоянно в течение года).

7. Факультету дополнительного профессионального образования: обеспечить разработку заявочного пакета документов для получения разрешения со стороны МОН ДНР и последующего лицензирования деятельности, связанной с повышением квалификации инженерно-технических работников по направлениям:
— государственного строительного надзора и контроля;
— экспертов государственной экспертизы проектов;
— инженеров технического надзора;
— специалистов по неразрушающему контролю.

2. Анализ текущего состояния и определение перспективных направлений использования информационных технологий в учебной и научной сферах академии, в документообороте.

Информацию по данному вопросу с помощью слайдового материала представил проректор по научно-педагогической работе и международным связям к.т.н., доцент Назим Я.В.

Ярослав Викторович сообщил, что использование информационных технологий в учебной, научной сферах и документообороте академии координирует Центр компьютерных и информационных технологий (ЦКИТ).

Главная задача Центра – формирование единой политики компьютерного обучения студентов в академии, начиная от кафедр фундаментальной подготовки и заканчивая выпускающими кафедрами, магистратуры, аспирантуры и докторантуры ДонНАСА. На этой основе ЦКИТ взаимодействует с организационными структурами кафедр и подразделений академии. В структуру ЦКИТ входят три подразделения: учебно-научная лаборатория (УНЛ), сектор технического обслуживания компьютерной техники (СТОКТ) и сектор обслуживания компьютерных и информационных сетей (СОКИС). Центр принимает участие в планировании и организации учебного процесса с использованием компьютерных, сетевых и информационных ресурсов для реализации современных методов обучения; обеспечивает аппаратное и программное обслуживание, ремонты, модернизацию и обновление компьютерной техники академии и контроль за ее использованием.

Центр предоставляет технические ресурсы (компьютерное и сетевое оборудование, программное обеспечение) для проведения учебных занятий в компьютерных классах общего пользования и самостоятельной работы, согласовывает документацию учебных подразделений академии по вопросам организации изучения современных компьютерных технологий из всех форм обучения, в том числе факультативной; разрабатывает планы развития, создает, поддерживает и контролирует системы сетевых компьютерных и информационных ресурсов всех административных, учебных, научных и хозяйственных подразделений академии; планирует обслуживания, ремонты, модернизацию и обновление компьютерной техники, закупку программного обеспечения для всех подразделений академии; готовит проекты приказов по академии по вопросам информационных ресурсов в учебной, научной деятельности и делопроизводстве.

Кроме того, Центр решает следующие задачи:

1) по организации учебного процесса:
— обеспечивает повышение эффективности учебного процесса за счет использования современного аппаратного и программного обеспечения, прогрессивных информационных технологий;
— осуществляет организацию учебного процесса в академии для всех форм обучения на основе учебных планов, обеспечивая прием заявок от преподавателей учебных подразделений на проведение занятий в компьютерных классах Центра. На основании заявок вносит предложения в учебный отдел, согласно которым составляются семестровые расписания учебных занятий;
— участвует в организации тематического консультационного изучения современного программного обеспечения и методов решения инженерных задач с применением персональных компьютеров, в повышении квалификации преподавателей, сотрудников и студентов академии;
— предоставляет возможность абонирования рабочего места для индивидуального пользования техническими и информационными ресурсами Центра с целью самостоятельной работы при решении инженерных задач в учебном процессе;
— осуществляет организацию учебного процесса изучения современных компьютерных технологий по факультативной форме на возмездной основе в соответствии с утвержденными финансово-экономическим отделом сметами на оказание услуг;
— организует составление учебных программ и планов, расписаний занятий, расписаний итоговых контрольных знаний и умений слушателей, оформление и выдачу дипломов и других документов по результатам обучения. Разрабатывает внутреннюю нормативную документацию по вопросам планирования, организации и контроля качества проведения учебного процесса изучения современных компьютерных технологий по факультативной форме, которые вводятся в действия приказом ректора академии;
— организует деятельность преподавателей и учебно-вспомогательного персонала по проведению учебных курсов изучения современных компьютерных технологий по факультативной форме;
— осуществляет печать широкоформатных чертежей и другой печатной документации для обеспечения учебного процесса академии в соответствии с утвержденными финансово-экономическим отделом смет на оказание услуг.

2) по развитию системы сетевых информационных ресурсов:
— обеспечивает учебные, научные и административные подразделения академии открытыми системами сетевых компьютерных информационных ресурсов;
— формирует бесперебойную деятельность единой информационно-аналитической системы академии для поддержки и координации деятельности в сфере внутреннего и внешнего информационного обмена, обеспечивает открытость и доступность информации о деятельности академии;
— создает, обеспечивает техническое обслуживание и контролирует функционирование локальной компьютерной сети академии;
— осуществляет выбор, установку, оснащение и обслуживание сетевого комплекса программ по автоматизации системы управления академии. Выполняет подготовку и оборудование мест персонала пользователей комплекса программ по автоматизации системы управления академии;
— техническое обслуживание сетевых узлов и серверов академии;
— обеспечивает поддержку и развитие внешних коммутационных компьютерных сетей, включая сеть Интернет.

3) по обслуживанию компьютерной техники академии:
— выполняет восстановление и модернизацию компьютерного парка академии. Предоставляет консультации по поводу модернизации компьютерной техники;
— выполняет установку и настройку лицензионного программного обеспечения, подключение и настройку периферийных устройств;
— выполняет диагностику работоспособности средств вычислительной техники и осуществляет элементы мелкого ремонта компьютерной техники. Выполняет профилактические осмотры компьютерной техники согласно графику профилактических осмотров;
— организует закупку компьютерной техники, запасных и комплектующих частей;
— организует списание непригодной к эксплуатации вычислительной техники.

Ярослав Викторович остановился более подробно на отдельных аспектах использования информационных технологий.

1. Организация учебного процесса в специализированных компьютерных классах.

В 9 классах общего пользования, которые входят в структуру ЦКИТ, сейчас функционирует 126 единиц компьютерной техники. При этом, 6 классов общего пользования построено по принципу «1 ПК преподавателя + 14 ПК студентов», 3 класса – «1 ПК преподавателя + 11 ПК студентов». Ежедневно в классах ЦКИТ проводится от 3 до 5 академических пар учебных занятий. Загруженность аудиторий достигла в 2016-2017 учебном году 1438 учебных часов в год или 2257 студентов в месяц. При этом, как и ранее, актуальным остается вопрос сложности в осуществлении распределения учебных групп по подгруппам, общее количество компьютерных классов не удовлетворяет этим потребностям. Приведена диаграмма используемых в учебном процессе 9 аудиторий ЦКИТ. Докладчик охарактеризовал текущее состояние компьютерного парка ЦКИТ, обозначив аудитории, в которых оказываются образовательные услуги на более качественном уровне с использованием самого современного ПО для автоматизации в проектной и строительной деятельности. Но, к сожалению, в связи с длительным сроком эксплуатации вызывает обеспокоенность дальнейшей работоспособности компьютерного оборудования класс фундаментальной и общеинженерной подготовки. Решением может являться только вариант полной модернизации компьютерной техники.

2. Использование современного программного обеспечения в учебном процессе.

Одной из главных задач при подготовке высокопрофессионального специалиста есть необходимость изучения им современного программного обеспечения. Приоритеты в приобретении специализированного ПО предоставляются современным сетевым версиям с целью создания гибкой системы использования программных ресурсов. Ярослав Викторович озвучил лицензионные версии, которые имеются в распоряжении академии. Необходимо отметить активное внедрение в учебном процессе в 2016 г.: свободно-распространяемой версии ЛИРА-САПР 2013, а также получение лицензии на 20 сетевых мест + 1 локальное для преподавателя ЛИРА-САПР 2016 для использования в учебном процессе; бесплатной версии, предоставляемой на 36 месяцев программного пакета по информационному моделированию зданий Building Design Suite Ultimate — комплекта программ для 3 D – проектирования зданий с поддержкой BIM и CAПР. К существенным результатам деятельности УНЛ ЦКИТ в 2016 г. в области внедрения новых современных программных продуктов можно также считать получение права на использование программ проектирования группы компаний Csoft Development. Также продолжается работа относительно дальнейших перспектив внедрения современного программного обеспечения в учебный процесс.

В академии разработано и ранее апробировано 14 программ по совершенствованию знаний в области информационных технологий, которые предназначены для усвоения студентами как офисных программ для систем автоматизированного проектирования, способствующих их профессиональному росту. Программы разработаны ЦКИТ, отделом дистанционного обучения и тестирования (ОДОиТ) и факультетом дополнительного профессионального образования (ФДПО) с учетом уровня подготовки слушателей. Но на протяжении 2015-2017 гг. факультативные курсы не проводились, что связано с изменением основных образовательных программ и включением в них изучения большого объема изучения и числа современных специализированных программных продуктов. В то же время, необходимо развивать факультативное изучение информационных технологий для повышения спроса от сторонних организаций и слушателей.

До 2014 г. ЦКИТ предоставлял услуги по осуществлению печати широкоформатных чертежей и другой печатной документации для обеспечения учебного процесса академии. Сейчас эти работы не выполняются, но перспективным в этом направлении является внедрение услуг по аутсорсингу печати документов и широкоформатной печати. Однако отсутствие представительств иностранных компаний-производителей копировальной и компьютерной техники на территории ДНР не позволяет реализовать данный вид услуг на качественном уровне.

3. Сектор технического обслуживания компьютерной техники (СТОКТ ЦКИТ) выполняет следующие работы:
— диагностика работоспособности средств вычислительной техники с целью локализации неисправностей;
— штатные работы с плановой периодичностью согласно графика профилактических работ;
— установка и настройка программного обеспечения;
— подключение и настройка периферийных устройств;
— элементы узлового ремонта компьютерной техники;
— обеспечение проведения сложных ремонтов, которые регламентируются договорами между академией и соответствующими сторонними организациями;
— восстановление информации на электронных носителях подразделений академии;
— консультации подразделений академии по поводу модернизации компьютерной техники;
— организация закупки компьютерной техники;
— организация закупки компьютерной техники, запасных и комплектующих частей, расходных материалов;
— организация списания вычислительной техники, ее разборка и передача комплектующих для утилизации.

СТОКТ ЦКИТ выполняет ремонтные работы и обслуживание ПК.

На 01.01.2017 г. общее количество ПК академии составляет 547 единиц. Из компьютерного парка академии полностью соответствуют современным требованиям всего лишь 75 ПК. Основной проблемой следует считать устаревшее оборудование компьютерного парка академии. Для улучшения ситуации необходимо обновление ежегодно до 100 единиц ПК на протяжении ближайших 3-5 лет, чтобы полностью перейти на использование современной техники, как в учебном процессе, так и в научных исследованиях. Финансирование на это направление сейчас не предусмотрено.

На сегодняшний день в академии отремонтировано и используется в полном объеме в учебном процессе 24 мультимедийные аудитории, зал заседаний ученого совета, ФДПО. В планах на перевод в состояние мультимедийных остается еще 10 аудиторий.

4. Сектор обслуживания компьютерных и информационных сетей (СОКИС ЦКИТ) выполняет следующие работы:
— создание, поддержание в рабочем состоянии и дальнейшее развитие компьютерной сети;
— создание и поддержка непрерывной работы сетевых компьютерных узлов академии;
— обеспечение работы в круглосуточном режиме главных серверов академии;
— развитие и поддержание в рабочем состоянии сети Интернет академии;
— осуществление контроля функционирования магистрального селевого и серверного оборудования, а также за целевым использованием сетевых ресурсов и выполнением подразделениями и пользователями академии «Правил работы в компьютерной сети ДонНАСА»;
— внедрение и поддержка непрерывной работы автоматизированной системы управления вуза (АСУ ВУЗ ДонНАСА) и другого селевого программного обеспечения академии;
— внедрение новых сетевых технологий.

ДонНАСА имеет развитую компьютерную сетевую инфраструктуру, которая объединяет все учебные и лабораторные корпуса студенческого общежития. Локальная академическая компьютерная сеть «Alpha NET» ДонНАСА (далее Сеть) объединяет 505 персональных компьютеров (ПК) и другие сетевые устройства академии. Центральная серверная имеет в своем распоряжении ресурсы для увеличения количества используемого серверного оборудования. В течение 2016 года было разработано 15 новых проектов по подключению подразделений академии к Сети или ее реорганизации. Благодаря работе СОКИС ЦКИТ по текущему обслуживанию 10-ти компьютерных узлов академии, селевого активного и пассивного оборудования сеть поддерживается в рабочем состоянии.

Докладчик огласил мероприятия, которые необходимо включить в план работы на 2017-2018 гг. для дальнейшего поддержания сети в рабочем состоянии и о доступе к глобальной сети Интернет.

В настоящее время постоянный доступ к глобальной сети Интернет имеют 235 персональных компьютеров (ПК) академии.

Технические возможности сети позволяют при необходимости предоставить доступ к сети Интернет всем 505 пользователям сетевых ресурсов академии. В течение 2016 г. после замены оборудования основного Интернет-сервера было осуществлено увеличение пропускной способности основного канала Интернет ДонНАСА за счет подключения дополнительного Интернет-канала с последующей настройкой роутера для балансировки двух каналов. Удалось без потери доступности сайтов академии и остановки учебного процесса перейти на новые IP адреса.

На 01.01.2017 г. пропускная способность 2-х каналов Интернет ДонНАСА суммарно составляет 250 Mbit/s с гарантированной скоростью. На одно рабочее место, подключенное к сети Интернет, выделен канал с максимальной пропускной способностью 8 Mbit/s, с суточным ограничением трафика в 10 Гбайт/день. Максимальный потребляемый трафик клиентами регулируется в зависимости от загрузки внешнего канала.

Кроме двух основных академических Интернет-каналов для локальной сети ДонНАСА с 2009 года действует дополнительный бесплатный канал телекоммуникационной связи с предоставлением Интернет по технологиям Wi-Fi для использования студентами, аспирантами и профессорско-преподавательским составом академии в местах общего значения.

Поддерживается круглосуточная работа магистральных сетей и компьютерных узлов свободных Интернет-зон, бесплатно предоставленных предприятием связи Компании ООО «Амик».

Докладчик отметил, что в течение 2016 г. наблюдалась нестабильная работа некоторых точек, в большинстве случаев, из-за перегруженности подключениями, что привело к их «зависанию». Частично проблему удалось решить установкой дополнительной точки в читальном зале, что позволило распределить нагрузку. На 2017 г. запланировано подключение 2-х дополнительных точек доступа в специально оборудованных для индивидуальных занятий аудиториях факультетов.

С 2009 года имеют возможность обеспечения круглосуточными услугами качественного высокоскоростного Интернета по «кампусным» каналам Интернет в любой комнате студгородка на условиях заключенных договоров с предприятиями связи Компании ООО «Амиак». Указанный канал с 2012 года предоставляет возможность студентам кроме доступа в Интернет получить доступ к IPTV – телевидение.

В общежитиях ДонНАСА созданы условия для доступа к сети Интернет в комнатах для отдыха и проведения свободного времени, также при необходимости мероприятий в зоне фойе общежитий и комнат студсоветов и самоуправления.

5. Поддержка и развитие автоматизированной системы управления АСУ ВУЗ.

Переход на полноценное автоматизированное планирование и управление учебным процессом, а также электронный документооборот был запланирован в начале 2014 года, когда на основании анализа имеющихся в Украине автоматизированных систем управления вузом, академией был приобретен программный пакет «АСУ ВУЗ», рекомендованный МОНУ (разработчик – Научно-исследовательский институт прикладных информационных технологий Национальной академии наук Украины). Но, в связи с ориентацией указанного ПО на ЕГБО МОНУ внедрение нового АСУ Вуз остановлено. Тем не менее, в академии продолжает функционировать внедренная еще в 2006 году автоматизированная система управления АСУ ВУЗразработки ЦИКТ ДонНТУ (модули: «Отдел кадров сотрудников», «Отдел кадров студентов»). Однако с 2015 года модули «Приемная комиссия» и «АРМ-фото» не применяются ввиду существенных изменений в правилах приемной кампании. С января 2017 года в академии был внедрен программный пакет «GosInsp», который свободно распространяется среди образовательных учреждений. В частности, в Российской Федерации пакет «GosInsp» является обязательным к применению в процедуре аккредитации направлений и специальностей ВПО с целью проверки разработанных учебных планов на соответствие федеральным государственным стандартам. Данный пакет является универсальной программой для проектирования учебных планов.

Перспективным представляется внедрение программных пакетов «Планы ВПО» для автоматизированного планирования и управления учебным прцессом (в частности модулей «Учебная загрузка», «Рабочие программы дисциплин», «Семестровые графики») , а также пакетов «Приемная комиссия», «Деканат», «Электронные ведомости» для управления контингентом студентов и абитуриентов, учета и анализа успеваемости. Указанное ПО позволило бы решить все задачи автоматизированного управления учебным процессом и обеспечить электронный документооборот в академии. Указанные пакеты предоставляються ВУЗам на коммерческой основе.

6. Развитие информационных ресурсов научно-технического информационного центра (НТИЦ).

Основным направлением деятельности НТИЦ ДонНАСА является постоянная работа по совершенствованию информационных ресурсов, доступу к базам данных и информационно-справочным системам, повышению информационной культуры пользователей.

Для улучшения информационно-библиотечного обслуживания, возможности доступа читателей к электронному каталогу библиотеки осуществляется работа в информационно-библиотечной системе Unilib предусмотрены автоматизированные рабочие места: администратора, комплектатора, каталогизации, обслуживания, библиографического поиска для пользователей. В 2016 г. была продолжена ретрокаталогизация фонда библиотеки. Внесение новых поступлений литературы, редактирование каталога составило 10265 библиографических описаний за год. На данный момент электронный каталог содержит 67254 библиографических описаний. Продолжается работа с электронной базой читателей: внесены студенты всех курсов и специальностей дневной и заочной форм обучения, все преподаватели, аспиранты и сотрудники академии. Число читателей по единому читательскому билету составляет 4498 пользователей, из них студентов – 4029. Поддерживаются и пополняются информационные ресурсы и базы данных на странице библиотеки. Например, появились новые рубрики: «Законодательная база ДНР», «Новые поступления». Доступ к Порталу библиотеки можно получить в терминальном классе читального зала, с любого ПК академической сети, а также с ПК, подключенных к «кампусной» сети в общежитиях. Обновлен электронный «Каталог монографий, учебников и учебных пособий преподавателей ДонНАСА» с 1972 по 2016 гг. Сотрудники библиотеки НТИЦ ведут постоянную работу совместно с кафедрами по актуализации и пополнению электронных баз учебно-методических материалов. За 2016 г. внесено 168 электронных изданий учебно-методической литературы. С начала 2016 г. на базе СДО ДонНАСА библиотекой НТИЦ был организован курс «Библиотека электронной литературы». В течение года библиотека продолжила работу по наполнению разделов курса и доступ к нему могут получить все пользователи, зарегистрированные в системе дистанционного обучения.

Планируется получение лицензий системы NormaCS, предназначенной для поиска, использования и обсуждения нормативных документов и стандартов в проектной и конструкторской деятельности на территории Российской Федерации и регламентирующих деятельность предприятий различных отраслей промышленности.

С учетом требований к международному научно-образовательному пространству в 2016 году продолжалось сотрудничество по включению трех научных журналов, издаваемых в ДонНАСА, в Международную строительную базу данных ICONDA Bibliografic (Германия) и в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Начиная с 2014 года, информация о научных изданиях ДонНАСА размещается в международной базе данных Index Copernicus (Польша).

Учитывая расширяющиеся возможности и перспективы использования недавно разработанного специального инструмента поисковой системы «Google Академия» в сентябре 2016 была организована кампания по созданию личного профиля ученого (GSC), обязательного для каждого преподавателя академии. «Google Академия» предназначена для поиска научной литературы, подсчета показателей эффективности работы учебных заведений, анализа показателей публикационной активности отдельных авторов, их цитируемости.

В соответствии со специально разработанной инструкцией «Регистрация пользователей в «Google Scholar Citations» 92% профессорско-преподавательского состава академии создали профили GSC (с указанием адреса электронной почты, созданного в домене ДонНАСА) и ежеквартально предоставляют информацию о своих публикациях.

За 2016 г. в международные реферативные и поисковые научные базы включено 133 публикации преподавателей академии в зарубежных изданиях, имеющих импакт-фактор. На протяжении года студенты и профессорско-преподавательский состав ДонНАСА имели возможность пользоваться электронной библиотекой диссертаций Российской государственной библиотекой (г. Москва) в отделах и центрах ДРУНБ им. Н.К. Крупской. Электронная библиотека диссертаций – это уникальный шанс для ученых, аспирантов, студентов вузов, академических структур и конструкторских бюро, учреждений образования по-новому реализовать возможности свои и коллектива, снизить стоимость научных исследований, сформировать свои научные взгляды с учетом знаний, наработанных десятилетиями и представленных в полном объеме в ЭБД. По многочисленным просьбам студентов и профессорско-преподавательского состава академии специалистами НТИЦ была проведена работа по продлению тестового доступа к электронно-библиотечным системам «Znanium» и IPRbooks и изучению новых предложений.

ЭБС издательства «ИНФРА-М» включает учебники и учебные пособия, монографии и статьи, диссертации и авторефераты, сборники научных трудов, энциклопедии, справочники, законодательно-нормативные документы,научную периодику, доступные в едином виртуальном пространстве. Имеется доступ к изданиям научно-образовательного ресурса ЭБС Библиокомплектор. Он ежедневно обновляется и пополняется новими современными изданиями. Его отличительной особенностью является качественный подход к подбору литературы для учебного процесса, учет потребностей студентов, преподавателей и библиотек в необходимых изданиях при комплектовании фондов.

С 15 сентября 2016 г. студентам и преподавателям нашей академии было предложено воспользоваться услугами Polpred. Com Обзор СМИ, архивом полнотекстовых деловых публикаций информагентств и прессы по отраслям. В декабре 2016 г. сотрудники НТИЦ приняли участие в Онлайн-семинарах. Проведено 3 семинара с магистрантами и студентами 1-го курса по теме «Научные библиографические базы данных». На кураторских часах студентам рассказано об информационных ресурсах НТИЦ и современных технологиях доступа к ним. Для аспирантов читается курс «Работа с источниками научной информации». Актуализирована информация по российским журналам, входящим в ведущие наукометрические базы. Проблемным является использование информационно-библиотечной системы Unilib — не осуществляется ее техническая поддержка разработчиком.

7. Дистанционное обучение, развитие системы тестирования.

С июня 2016 г. система дистанционного обучения Moodle была размещена на новом сервере. В течение июля-октября 2016 г. сотрудники центра тестировали перенесенные материалы и устраняли возникающие проблемы. В начале учебного года были зарегистрированы студенты, поступившие на обучение в 2016-2017 учебном году. Все вновь сформированные глобальные группы были прикреплены к курсам в соответствии с учебными планами. В начале каждого семестра учебного года проводилась сверка студентов с последующей регистрацией или удалением из списков. В течение года сотрудники центра осуществляли консультирование студентов очной и заочной формы обучения, как по электронной почте, так и лично по вопросам регистрации в Google Apps и Moodle. В начале каждого семестра учебного года проводилась корректировка расписания для студентов дневной, заочной и ускоренной форм обучения с прикреплением актуальных групп к дисциплинам в соответствии с новыми учебными программами. В течение всего учебного года совместно с преподавателями кафедр проводилась корректировка ранее созданных материалов и размещение вновь создаваемых курсов. Много новых материалов было создано и размещено для магистрантов.

В 2016-2017 учебном году преподаватели кафедр «История и философия», «Иностранные языки», «Прикладная лингвистика и межкультурная коммуникация» при сотрудничестве со специалистами отдела дистанционного обучения и тестирования использовали возможности системы Moodle для организации и проведения тестирования студентов.

В феврале-марте 2017 г. по поручению учебной части был проведен анализ развития системы дистанционного обучения академии. При анализе отчетов, предоставленных кафедрами, были выявлены проблемы, требующие дальнейшего устранения. Докладчик эти проблемы озвучил и также отметил, что система имеет широкие возможности для организации процесса обучения и тестирования, однако большинство преподавателей используют эти возможности лишь в малой степени. Необходимо и далее продолжить работу по обучению преподавателей работе в СДО Moodle.

Ярослав Викторович в конце своего доклада ознакомил членов Ученого совета с отчетом в виде таблицы о размещении материалов в СДО Moodle по кафедрам.

Зайченко Н.М., д.т.н., профессор первый проректор, проректор по учебной работе представил детальную информацию о системе дистанционного образования в ДонНАСА.

Он отметил, что система дистанционного образования была впервые была внедрена в ДонНАСА осенью 2014 г., когда по объективным и субъективным причинам студенты не могли посещать учебные занятия. В дальнейшем активизация использования системы СДО наблюдалась в периоды активизации противостояния в Донбассе. Потребности в ее разработке и использовании есть до нынешнего момента времени. Кроме того, поступил запрос от МОН ДНР на информацию о дистанционном образовании в разрезе отдельных дисциплин. Это связано с активным внедрением на территории ДНР программы по воссоединению жителей Донбасса. В связи с этим возникает потребность в наличии материалов, по которым студенты, не проживающие на территории ДНР, могли бы обучаться. Кроме того, в дистанционных материалах есть потребность у студентов заочной формы обучения. Также система СДО рассматривается как желательный элемент работы ВУЗа при аккредитации, которую академия будет проходить в текущем учебном году.

Профессорско-преподавательскому составу академии необходимо принять как данность информацию о том, что состав дистанционных материалов напрямую отображает подготовленность папок УМК дисциплин. Учебная часть будет отходить от проверок папок дисциплин непосредственно на кафедре, переходя к контролю электронных вариантов учебных и методических материалов. В этой связи необходимо детально проанализировать существующую систему СДО, ее проблемы и перспективы развития. Так, по состоянию на 01.03.2017 г. по академии преподаются порядка 710 дисциплин. При этом, на данный момент времени в СДО размещена информация о 606 дисциплинах. Это составляет порядка 85% от всех дисциплин, что является хорошим показателем. Однако рассмотрение методических материалов позволило установить, что не все преподаватели академии одинаково ответственно относятся к процессу создания и обновления СДО. Так, существуют прецеденты, по которые дисциплины, созданные в СДО, вообще не имеют методического наполнения. Большая часть дисциплин имеет частичное наполнение. Отдельные преподаватели оставили методические материалы на украинском языке или дают некорректные ссылки на источники информации.

В связи с этим стоит обратить внимание на следующие моменты: дистанционные материалы по каждой дисциплине необходимо предоставит в полном объеме с разбивкой по темам и видам занятий (лекционный материал, практические (семинарские) или лабораторные занятия), обязательный тестовый контроль по завершении курса. Желательно использование слайдового материала и дополнительной литературы.

Для совершенствования организации процесса создания и совершенствования СДО необходимо закрепление ответственных по каждому факультету, которые должны обеспечить структурирование дисциплин. Для совершенствования работы преподавателей в системе СДО возможно проведение методических семинаров сотрудниками центра дистанционных технологий.

Постановили:

1. Информацию принять к сведению.

2. Обеспечивать регулярный контроль использования структурными подразделениями академии компьютерной техники и лицензионного программного обеспечения (ответственные – руководители подразделений; срок – постоянно).

3. Активизировать работу кафедр по внедрению имеющегося современного программного обеспечения в учебный процесс и участию студентов в Международных и Всероссийских конкурсах с использованием информационных программных пакетов (ответственные – заведующие кафедрами, деканы факультетов; срок – постоянно).

4. Обеспечить наличие актуальной информации на сайте ДонНАСА для абитуриентов по каждому направлению подготовки (ответственные – заведующие выпускающих кафедр, деканы факультетов, ответственный секретарь приемной комиссии Жибоедов А.В.; срок выполнения – 31.03.2017).

5. Рассмотреть возможность создания при каждом факультете классов индивидуальной подготовки студентов с зонами предоставления свободного доступа к сети Интернет по технологии Wi-Fi (ответственные – заведующие кафедрами, деканы факультетов, проректор по научно-педагогической работе и международным связям Назим Я.В.; срок – 30.04.2017 г.).

6. Осуществлять регулярное информирование и распространение информации среди студентов, аспирантов, научно-педагогических кадров о наличии доступных информационных ресурсов, в т. ч. электронных библиографических систем, баз данных и т.п. (ответственные – начальник НТИЦ Роменский И.В.; срок – постоянно).

7. Назначить ответственных по каждому факультету за координацию работы кафедр в СДО ДонНАСА и контроль использования студентами электронных образовательных ресурсов (ответственные – деканы факультетов; срок – 31.03.2017).

8. Осуществлять регулярное обновление и поддержку в актуальном состоянии всех электронных образовательных ресурсов в СДО ДонНАСА (ответственные – тьюторы кафедр, ответственные по факультетам; срок – постоянно).

9. Продолжить работу по обучению преподавателей по работе в СДО ДонНАСА (в т.ч. в системе Moodle и ресурсе Google Apps) на регулярной основе (ответственный – начальник ОДОиТ Шкробова И.А.; срок – ежеквартально).

10. Организовать работу по обучению и консультированию преподавателей по работе в программном пакете «Goslnsp» (ответственный – начальник учебной части Сухина А.А.; срок – 30.04.2017).

image_pdfimage_print