Протокол №4 заседания Ученого совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» от 25 декабря 2017 года
1. Информация о результатах приема в аспирантуру и докторантуру в 2017/2018 учебном году. Об утверждении тем аспирантов, соискателей и докторантов 1-го года обучения.
Проректор по научной работе д.т.н., профессор Мущанов В.Ф. предоставил вниманию членов Ученого совета на слайдах информацию о результатах приема в аспирантуру и докторантуру. За отчетный период были прикреплены:
— для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук 6 человек на бюджетной основе. Всего лиц, прикрепленных для подготовки кандидатской диссертации (соискателей) – 11 человек. 3 человека прикреплены в качестве соискателей научной степени доктора наук. Таким образом, аттестацию прошли 43 человека (25 аспирантов, 15 соискателей на звание кандидата наук и 3 соискателя на звание доктора наук) различных форм обучения, работающих над диссертациями. В результате проведенной итоговой аттестации все аспиранты и соискатели аттестованы, неаттестованных – нет.
В 2017 году получено разрешение на прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в рамках контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета ДНР в количестве 9 мест (6 мест по очной форме обучения и 3 места по заочной форме обучения).
Докладчик представил список лиц, поступивших в аспирантуру ДонНАСА в 2017 году.
Владимир Филиппович также отметил, что в рамках кампании по лицензированию образовательной деятельности в аспирантуре ДонНАСА была сформирована заявка на реализацию Программ по 8-ми направлениям подготовки и 16-специальностям с заявленным лицензионным объемом: 27 чел. – обучающихся на очной форме обучения; 25 чел. – обучающихся на заочной форме обучения.
Докладчиком также представлена общая численность аспирантов, движение контингента за 2015-2017 гг.:
2015 год – принято в аспирантуру: 7 чел. (с отрывом от производства); 3 чел. (без отрыва от производства); фактический выпуск: 7 чел. (с отрывом от производства); 1 чел. (без отрыва от производства); численность аспирантов на конец года: 22 чел. (с отрывом от производства); 9 чел. (без отрыва от производства);
2016 год – принято в аспирантуру: 7 чел. (с отрывом от производства); 2 чел. (без отрыва от производства); фактический выпуск: 7 чел. (с отрывом от производства); 3 чел. (без отрыва от производства); численность аспирантов на конец года: 22 чел. (с отрывом от производства); 8 чел. (без отрыва от производства);
2017 год – принято в аспирантуру – 3 чел. (с отрывом от производства); 6 чел. (без отрыва от производства); фактический выпуск – 4 чел. (с отрывом от производства); 1 чел. (без отрыва от производства); численность аспирантов на конец года – 10 чел. (с отрывом от производства); 17 чел. (без отрыва от производства).
В 2016-2017 году разработан пакет документов:
1. Составы приемной, экзаменационной и аппеляционной комиссий.
2. Издан приказ о приеме в аспирантуру со сроками приема документов, графиком проведения вступительных экзаменов и утверждения приказов на зачисление в аспирантуру.
До 15.05.17 г. на официальном сайте и на информационном стенде представлена информация для поступающих на обучение в аспирантуру ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» (п. 2.3.2 Положения).
С 1.09.17 г. по 7.10.17 г. осуществлен прием документов согласно п. 2.4. Положения (образцы форм заявлений, анкет, других документов прилагаются к Правилам приема в ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» на обучение по образовательным программам подготовки научных, научно-педагогических кадров в аспирантуре).
С 09.10.17 г. по 11.11.17 г. проведены вступительные экзамены (испытания) согласно п.2.5 Положения;
16.11.17 г. зачислены на обучение в аспирантуру (п.2.8.4 Положения);
Аспиранты приступили к выполнению учебного плана с 01.12.17г.
3. Разработаны и согласованы с МОН ДНР Программы вступительного экзамена по философии и кандидатского экзамена по специальности 05.23.19 – экологическая безопасность в строительстве и городского хозяйства.
4. Ведущими специалистами ДонНАСА в 2017 году разработаны и утверждены в МОН ДНР Паспорта научных специальностей и Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлениям подготовки, представленным в таблице.
5. Поданы на рассмотрение и утверждение МОН ДНР Проекты кандидатских минимумов по проведенным ниже научным специальностям.
Владимир Филиппович представил на утверждение Ученым советом темы аспирантов 1-го обучения и соискателей.
Докладчик представил также перспективный план защит диссертационных работ сотрудниками академии в 2018 году: январь – кандидатская диссертация (05.23.01); докторская диссертация (05.23.21); кандидатская диссертация (05.23.05); кандидатская диссертация (05.23.03); февраль – кандидатская диссертация (05.23.21); март –3 кандидатские диссертации (05.23.04); апрель – 2 кандидатские диссертации (05.23.01); кандидатская диссертация (05.23.19); май – кандидатская диссертация (05.23.01); кандидатская диссертация (05.23.03); июнь – кандидатская диссертация (05.23.01); сентябрь – кандидатская диссертация (05.23.05); ноябрь – кандидатская диссертация (05.23.01); докторская диссертация (05.23.05); декабрь – докторская диссертация (05.23.01); 2 кандидатские диссертации (05.23.03); кандидатская диссертация (05.23.19).
Защиты диссертаций сотрудников академии в других советах: июнь – 2 кандидатские диссертации; октябрь – кандидатская диссертация; ноябрь – докторская диссертация; декабрь – 2 кандидатские диссертации.
Постановили:
1. Информацию проректора по научной работе д.т.н., профессора Мущанова В.Ф. принять к сведению.
2. Утвердить темы аспирантов, соискателей и докторантов 1-го года обучения.
3. Прикрепить соискателей для работы над кандидатскими диссертациями.
2. Утверждение планов выпуска научных изданий академии («Вестник ДонНАСА», «Металлические конструкции», «Современное промышленное и гражданское строительство», «Экономика строительства и городского хозяйства») и плана изданий научных монографий на 2018 г.
Проректор по научной работе д.т.н., профессор Мущанов В.Ф. предоставил на рассмотрение и утверждение ученым советом План издания научных периодических изданий ДонНАСА на 2018 г.
На 2018 г. планируется выпуск журналов: Вестник ДонНАСА, выпуски «Современные строительные материалы», «Проблемы архитектуры и градостроительства», «Научно-техические достижения студентов строительно-архитектурной отрасли», «Здания и сооружения с применением новых материалов и технологий», «Инженерные системы и техногенная безопасность», «Технология, организация, механизация и геодезическое обеспечение строительства»; журнал «Строитель Донбасса»; журнал «Современное промышленное и гражданское строительство»; журнал «Металлические конструкции»; журнал «Экономика строительства и городского хозяйства».
Также докладчик озвучил план издания научных монографий в 2018 г. с указанием кафедр, наименованием монографий, авторов монографий, названием дисциплин, сроков исполнений, источников финансирования. В общем итоге планируется издание 12 научных монографий. Кроме того представлен план издания межвузовских учебников и учебных пособий. Планируется 7 изданий по следующим дисциплинам:
1. Физико-химическая механика строительных материалов.
2. Основы экологии. Экология транспорта.
3. Охрана труда. Охрана труда в отрасли.
4. Исследование и проектирование по профилю подготовки, научно-исследовательская работа студентов.
5. История, отечественная история.
6. Автомобили: теория эксплуатационных свойств.
7. Развитие экономических систем: теория и практика.
Постановили:
1. План издания научных периодических изданий ДонНАСА на 2018 г.
2. План издания научных монографий на 2018 год.
3. План издания учебников и учебных пособий на 2018 год.
3. Система профессионально-ориентированного воспитания студентов Механического факультета академии.
Перед членами Ученого совета с информацией выступил декан Механического факультета к.т.н., доцент Бумага А.Д.
Александр Дмитриевич отметил, что к основным этапам, лежащим в основе профессионально-ориентированного воспитания будущих специалистов, можно отнести следующие:
1. Начальный этап: профориентационная работа с абитуриентами.
2. Особенности профессионально-ориентированного воспитания студентов младших курсов.
3. Работа со студентами старших курсов: особая роль практической подготовки в профессионально-ориентированном воспитании.
4. Привлечение выпускников и ведущих специалистов к профессионально-ориентированному воспитанию студентов.
Профессионально-ориентированное воспитание студентов начинается уже на этапе профориентационной работы, которую систематически проводят кафедры механического факультета. На этой стадии важным является заинтересованность абитуриента, а для этого необходимо использовать систему социально-экономических, психолого-педагогических и производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении. При этом необходимо раскрыть все перспективы дальнейшей трудовой деятельности, всю направленность будущей профессии, ее социальное значение. По плану профориентационной работы на 2017-2018 учебный год за кафедрами механического факультета закреплено 73 школы и 13 техникумов.
Большое значение имеет работа кураторов академических групп. Особенно на этапе адаптации студентов первого курса к особенностям учебного процесса в системе высшего профессионального образования. Здесь важен индивидуальный подход к каждому студенту. Снижение контроля за работой студента со стороны преподавателей по сравнению со средней общеобразовательной школой, ориентация на самостоятельную работу, большие нагрузки в период зачетно-экзаменационной сессии могут привести к необоснованному разочарованию в выбранном направлении подготовки, на фоне эмоционального стресса. В таких случаях особенно важна работа кураторов с привлечением службы психологической поддержки, которой руководит к.псих.н., доцент Тимошко Г.В. Поэтому на механическом факультете к работе в качестве кураторов академических групп привлекают преподавателей, имеющих достаточный опыт педагогической деятельности. Кураторы, назначенные для академических групп первого курса, в начале осеннего семестра знакомят студентов со структурой академии, ее историей и достижениями, с системой воспитательной работы в академии и с различными студенческими организациями. В течение года кураторы привлекают молодежь к участию в общественных организациях, мероприятиях, в концертах.
Профессиональное воспитание студентов на механическом факультете начинается с первого курса и носит системный характер. Для студентов первого курса механического факультета ведущими преподавателями проводятся занятия по дисциплинам «Введение в специальность» и «История инженерной деятельности». Целью изучения этих дисциплин является формирование у студентов четкого и целостного представления о специфическом виде деятельности в рамках их будущих профессий. В конце первого курса студенты проходят ознакомительную практику на ведущих предприятиях области.
Летом и во время академического часа осенью 2017 года была организована встреча студентов 1-2 курсов механического факультета с представителями Федерации автомобильного спорта ДНР. Большое внимание на механическом факультете уделяется привлечению молодежи в полезную для личности и общества жизнь – это культурный досуг, участие в спортивной и общественной жизни академии.
Знакомство первокурсников с академией начинается с посвящения в студенты, с яркой творческой программы лучших талантов академии, что является примером и образцом для первокурсников, которые проявляют себя в фестивале «Дебют первокурсника», по результатам которого механический факультет второй год подряд занимает первое место. Дальнейшим развитием этой работы является участие студентов факультета в фестивале «Межвузовский дебют первокурсника». В 2017/2018 учебном году первокурсники ДонНАСА победили в 3 номинациях из 4: в номинации «КВН» — первое место, в номинации «Хореография» — первое место, в номинации «Вокал» — третье место.
Кафедра физики, математики и физического материаловедения проводит работу по привлечению студентов младших курсов к научной работе. Студенты с докладами выступают на студенческих научно-технических конференциях в ДонНАСА, а также принимают участие в аналогичных конференциях в других образовательных учреждениях ДНР. Аналогичную работу проводят преподаватели кафедры автоматизации и электроснабжения в строительстве, но со студентами старших курсов. Вовлечение студентов в научную работу, безусловно, способствует воспитанию будущего профессионала, позволяет сформировать определенный склад мышления, свойственный специалистам.
Практическая подготовка студентов имеет огромное значение в формировании будущего специалиста как личности, позволяет реализовать на практике полученные теоретические знания, сформировать профессиональные умения, еще глубже развить мотивацию к овладению новыми знаниями и практическими навыками.
На механическом факультете постоянно проводится работа по повышению качества практической подготовки за счет организации проведения практик на ведущих предприятиях нашего региона. Так, например:
— студенты направления подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» проходят различные виды практик на 12 предприятиях: автобаза ГП «Макеевуголь (г. Макеевка), ООО «Магистраль» (г. Макеевка), ООО «АТП-11429» (г. Макеевка), ЧАО «Мушкетовская автобаза» (г. Донецк) и др.;
— студенты направления подготовки 15.03.02 «Технологические машины и оборудование» на 10 предприятиях: ООО «Промтехсервис-Плюс» (г. Макеевка); ООО «КП Коммунэкоресурсы» (г. Макеевка», КП «ДРСУ» (г. Донецк), ООО «Макеевский машиностроительный завод» (г. Макеевка), Оперативный государственный военизированный горноспасательный отряд г. Донецка МЧС ДНР и др.
В 2015-2017 учебных годах для студентов направления подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» было организовано посещение предприятия ООО «Хюндай-сервис» с целью закрепления теоретических знаний и знакомства с современными образцами диагностического оборудования. Со стороны предприятия работу со студентами проводил выпускник академии, начальник сервисной службы Митькин Д.А.
Докладчик отметил, что кураторы направляют и ориентируют студентов на обучение собственным профессионализмом, воспитывают соответствующее отношение к профессии у будущих выпускников. Особую роль играют встречи кураторов со студентами во время кураторских часов и в общежитиях. Положительные результаты показала практика приглашения руководителей ведущих предприятий региона. В рамках проведения Дней кафедр механического факультета практикуются встречи студентов с ведущими специалистами и руководителями предприятий региона. В 2015-2017 учебных годах были организованы встречи студентов 4 курса механического факультета:
— по направлению подготовки 15.03.02 – технологические машины и оборудования с зам. генерального директора ПАО «Донецкий электротехнический завод»;
— по направлению подготовки 23.03.03 — эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов с директорами ЧП «Терминал Т-К», ЧП «Автомир».
Кроме этого, проводятся встречи студентов с выпускниками кафедры технической эксплуатации и сервиса автомобилей, технологических машин и оборудования, например, с экспертом в области промышленной безопасности ООО «Лаборатория неразрушающего контроля и технической диагностики, начальниками автостанций коммунального предприятия г. Донецка «Донэлектроавтотранс».
Принцип личностного подхода, ориентации на интересы, склонности и способности обучающегося, реализуются на консультациях, проводимых преподавателями факультета.
Немаловажную роль на механическом факультете отводится моральным качествам будущего специалиста. Например, студенты факультета осуществляют активное участие в благотворительной деятельности и благотворительных мероприятиях, занимаются волонтерской деятельностью и выступают донорами, так в прошлом году и этом году от механического факультета сдали кровь 60 доноров.
В заключение своего доклада Александр Дмитриевич отметил, что, таким образом, профессионально-ориентированное воспитание является одним из приоритетных направлений воспитательного процесса на механическом факультете. Эта работа носит планомерный и систематический характер и направлена на формирование разносторонне развитого, профессионально мотивированного специалиста, способного к самообразованию и переквалификации в условиях быстро меняющейся конъюнктуры на рынке труда.
Информацию по данному вопросу предоставил проректор по учебно-воспитательной работе, к.т.н., профессор Левченко В.Н.
Докладчик отметил, что воспитательная работа академии ведется по нескольким направлениям, а профессиональное воспитание – одно из них, т.к. именно здесь происходит реальное слияние учебного и воспитательного процесса в вопросах качества подготовки будущих бакалавров и магистров.
Механический факультет – уже третий из пяти, чью работу в этом направлении мы сегодня рассматриваем. Виктор Николаевич отметил, что на этом факультете по профессиональному воспитанию, как деканатом, так и выпускающей кафедрой уделяется постоянное и целенаправленное внимание. Особенно необходимо отметить их работу с выпускниками, как в рамках учебного процесса, так и вне его. Об этом мы услышали и в докладе декана факультета Бумаги А.Д.
Однако на факультете есть еще две кафедры, которые могли бы вносить более существенный вклад в профессиональное воспитание студентов. 90 % кураторов факультета – это преподаватели выпускающей кафедры ТЭСАТМО и это правильный подход с точки зрения профессионально-ориентированного воспитания. Но это не значит, что преподавателей кафедр автоматизации и электроснабжения в строительстве и кафедры физики, математики и физического материаловедения, которые не являются кураторами групп, могут не участвовать в воспитательном процессе и, в частности, в профессиональном воспитании студентов, особенно на младших курсах. На старших курсах все сориентировано на профессиональную подготовку: учебный процесс, проектирование, практику.
Мы провели небольшой анализ среди магистрантов дневной и заочной формы обучения и выяснили, что около 455 их работает и притом только у 27% работа соответствует профилю обучения. Думаю, что такое положение следует отнести за счет военного положения.
Для профессионального воспитания студентов младших курсов в рамках воспитательного процесса у нас еще достаточно резервов в Республике. Секция математики неоднократно выступала с инициативой создания клуба встреч «Строитель», но, к сожалению, эта инициатива, в большинстве случаев, растворялась в воздухе, хотя на этой кафедре все преподаватели имеют университетское педагогическое образование и кому, как не им активно участвовать в воспитательном процессе студентов.
Докладчик считает, что свою нишу в этом процессе должна найти и кафедра автоматизации и электроснабжения, используя опыт заведующей кафедрой Сельской И.В. по организации клуба «Интеллектуал», который в свое время себя хорошо зарекомендовал.
Виктор Николаевич также отметил, что в целом мы проводим много увеселительных и развлекательных мероприятий в академии, но недостаточно, по его мнению, профессионально-ориентированных мероприятий. Приятно, когда во время конкурса-смотра «Студенческий Олимп» группы, представляющие свои факультеты, с любовью говорят о своей специальности и своих факультетах. Заинтересованность в этом должны проявить, прежде всего, кафедры академии, а Дни кафедр – одно из таких мероприятий. За последние годы явно упал в студенческой среде авторитет «знающего, с ответственным отношением к учебе» студента. И поработать в этом направлении наша задача. Органом студенческого самоуправления совместно с кафедрами следует провести по факультетам ряд конкурсов или других мероприятий, которые способствовали бы повышению авторитета студентов отличников и служили популяризации знаний и формированию профессионально важных качеств будущих специалистов таких как: коммуникабельность, организаторские способности, лидерские качества, профессионализм и котрые проявляют профессиональную воспитанность будущих инженерных кадров в области строительства. В этом состоит задача всех кафедр академии без исключения. Сегодня особенность технического вуза состоит в том, что он призван готовить не просто умелого специалиста, а интеллектуала, способного ориентироваься в системе «природа-человек-техника-технология». Поэтому для нас важно работать как в направлении овладения нашими студентами знаниями, необходимыми в фундаментальной подготовке, так и в направлении общей и профессиональной культуры будущих специалистов.
Миклашевич Н.В. – к.пед.н., заведующая кафедрой иностранных языков сообщила, что учитывая неразрывность учебного и воспитательного процессов в подготовке будущих специалистов, кафедра иностранных языков уделяет большое внимание профессионально-ориентированному обучению и воспитанию наших студентов.
Нина Васильевна отметила, что сущность профессионально-ориентированного обучения иностранному языку заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности. В этой связи хотелось бы отметить студентов механического факультета. Преподаватели кафедры иностранных языков отмечают, что в последние годы именно студенты-механики даже на младших курсах, в отличие от студентов некоторых других специальностей, на занятиях по иностранному языку обнаруживают хорошие знания своих специальных предметов, свободно владеют профессиональной терминологией, понимают суть профессиональных явлений, проявляют интерес к своей будущей профессии. На наш взгляд, это свидетельствует о грамотно выстроенной на факультете стратегии профориентации, в результате которой на обучение на механическом факультете ДонНАСА попадают не случайные люди, а студенты, сделавшие осознанный выбор своей будущей профессии. Иностранный язык в данном случае выступает средством повышения профессиональной компетентности и личностно-профессионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста – выпускника современной высшей школы.
Необходимо отметить, что преподаватели механического факультета тесно сотрудничают с кафедрой иностранных языков. Кураторы факультета постоянно контролируют успеваемость и посещаемость студентами занятий по иностранному языку. Кроме того, преподаватели кафедр механического факультета оказывают кафедре иностранного языка учебно-методическую помощь. Например, Бумага Александр Дмитриевич, после посещения в 2014 году Международной автомобильной выставки, предоставил кафедре иностранных языков большую подборку рекламных буклетов с обширным текстовым материалом по автомобилестроению с большим количеством иллюстраций, схем и технических характеристик. Данные материалы активно используются нами в учебном процессе.
Докладчик отметила, имея хороший потенциал студентов-механиков в плане профессионально-ориентированного обучения, планируем привлекать их к более активному участию в проводимой на кафедре иностранных языков воспитательной и научно-исследовательской работе. Так, на прошлой неделе преподаватель Загоруйко Т.И. организовала и провела заседание научной секции – своего рода конференцию для магистрантов всех специальностей. На заседании этой секции было заслушано 13 докладов (на английском языке), подготовленных магистрантами под руководством преподавателей кафедры иностранных языков по материалам магистерских диссертаций студентов. Приоритетной задачей такого вида работы является формирование коммуникативной компетенции, необходимой для квалифицированной информационной, творческой, профессиональной деятельности в различных сферах и ситуациях делового партнерства, совместной производственной и научной работы. Среди лучших были отмечены доклады студентов строительного и архитектурного факультетов. Доклады после некоторых исправлений, дополнений и повторного слушания уже в более широкой аудитории на ежегодной Международной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, будут рекомендованы к опубликованию в Вестнике ДонНАСА. Планируем привлечь к участию в этой конференции и магистрантов механического факультета.
Постановили:
1. Признать работу механического факультета по организации профессионально-ориентированного воспитания студентов удовлетворительной.
2. Для повышения эффективности профессионально-ориентированного воспитания, рекомендовать создание филиалов кафедр механического факультета на ведущих предприятиях в соответствии направлениям подготовки выпускников факультета (Ответственные – заведующие кафедрами. Срок – апрель 2018 г.).
3. Кураторам академических групп уделять больше внимания работе со студентами льготных категорий.(Ответственные – заведующие кафедрами. Срок – постоянно).