Учебные дисциплины

Кафедра «Техносферная безопасность» готовит бакалавров по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (профиль «Инженерная защита окружающей среды») и магистров по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность (программы «Инженерная защита окружающей среды», «Промышленная безопасность»).

Профессорско-преподавательский состав кафедры работает над подготовкой специалистов, область профессиональной деятельности которых включает:

  • обеспечение безопасности человека в современном мире;
  • формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы;
  • минимизацию техногенного воздействия на окружающую среду;
  • сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.

Обучающихся по направлению подготовки «Техносферная безопасность» готовят как профессионалов, выполняющих следующие виды задач:

  • экспертный, надзорный и инспекционно-аудиторский;
  • проектно-конструкторский;
  • организационно-управленческий;
  • научно-исследовательский;

Для этого в период обучения в ДонНАСА обучающиеся изучают следующие дисциплины:

  • квалификация «бакалавр» (20.03.01 «Техносферная безопасность», профиль Инженерная защита окружающей среды):
  • Экология;
  • Ноксология;
  • Управление техносферной безопасностью;
  • Надзор и контроль в сфере безопасности;
  • Процессы и аппараты защиты окружающей среды;
  • Обращение с отходами;
  • Малоотходные и ресурсосберегающие технологии;
  • Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологическая экспертиза и сертификация;
  • Медико-биологические основы безопасности;
  • Основы токсикологии и экологическое нормирование;
  • Теория горения и взрыва;
  • Надежность технических систем и техногенный риск;
  • Устойчивое функционирование опасных производственных объектов;
  • Экологический мониторинг;
  • Методы и средства контроля и качества окружающей среды;
  • Заповедное дело;
  • Технологии очистки сточных вод и др.
  • квалификация «магистр» (20.04.01 «Техносферная безопасность», программа Инженерная защита окружающей среды):
  • Экспертиза безопасности;
  • Мониторинг безопасности;
  • Механизмы управления обращения с отходами;
  • Экологическая безопасность в строительстве;
  • Теория прогноза загрязнения окружающей среды;
  • Современные проблемы науки в области защиты окружающей среды;
  • Управление природоохранной деятельностью на предприятии;
  • Управление проектной деятельностью в области экологической и производственной безопасности;
  • Информационные технологии в сфере безопасности;
  • Расчет и проектирование систем обеспечения безопасности;
  • Инновационные технологии и методы прогнозирования, предупреждения и ликвидации последствий техногенных и природных аварий и катастроф и др.

Обучение завершается государственной итоговой аттестацией, которая охватывает защиту выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.

В современном мире экологические проблемы становятся всё более актуальными. Для их решения необходимы специалисты, обладающие глубокими знаниями в области охраны окружающей среды и смежных дисциплин. В академии читаются дисциплины экологической направленности. Они позволяют студентам получить необходимые знания и навыки для работы в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Кафедра техносферной безопасности обеспечивает преподавание следующих дисциплин экологической направленности:

  • «Инженерная экология» для всех направлений подготовки;
  • «Экологическая экспертиза в инвестиционно-строительной деятельности» для направления подготовки 08.03.01 «Строительство», профиль «Экспертиза и управление недвижимостью»;
  • «Экология автомобильного транспорта» для направления подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», профиль «Автомобили и автомобильное хозяйство»;
  • «Основы природопользования и охраны окружающей среды» для направления подготовки 35.03.10 «Ландшафтная архитектура», профиль «Ландшафтная архитектура»;
  • «Урбоэкология и мониторинг» для направления подготовки 35.03.10 «Ландшафтная архитектура», профиль «Ландшафтная архитектура»;

Изучение этих дисциплин способствуют развитию у обучающихся навыков критического мышления, анализа информации и принятия обоснованных решений, необходимых для успешной работы в любой сфере деятельности; позволяет студентам сформировать экологическое мышление, которое будет полезно не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Экологическое мышление подразумевает понимание взаимосвязи между человеком и природой, осознание ответственности за сохранение окружающей среды и стремление к устойчивому развитию.

Кафедра обеспечивает учебную, учебно-методическую, научную и воспитательную работу по общеобразовательным дисциплинам, которые являются нормативными и включаются в учебные планы как дисциплины обязательного выбора:

  • «Безопасность жизнедеятельности (с основами военной подготовки)»;
  • «Основы охраны труда»;
  • «Охрана труда в отрасли»;
  • «Гражданская оборона»;
  • «Обеспечение пожарной безопасности и огнестойкости зданий и сооружений».

В системе подготовки специалистов квалификации «бакалавр» «Безопасность жизнедеятельности (с основами военной подготовки)» является общеобразовательным курсом технического направления по специальностям, по которым осуществляется подготовка обучающихся.

По данным Всемирной организации здравоохранения индивидуальная продолжительность жизни человека во многом связана с условиями жизнедеятельности (до 70% зависит от поведения человека и состояния среды обитания). В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей. Обучение специалистов по данному направлению – объективная потребность современного общества.

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самим высоким в мире.

Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время производственные вредные и опасные факторы осуществимо ликвидировать или снизить их до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.

В соответствии с действующим законодательством все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

«Основы охраны труда» – нормативная дисциплина, которая изучается с целью формирования у будущих специалистов образовательно-квалификационного уровня «бакалавр», необходимых в их дальнейшей профессиональной деятельности уровней знаний и умений. Изучение факторов производственной среды, организационно-технических и санитарно-гигиенических условий, в которых осуществляется трудовая деятельность человека, а также системы правовых мероприятий по выполнению правил техники безопасности является предметом курса «Основы охраны труда».

Основная цель преподавания дисциплины «Обеспечение пожарной безопасности и огнестойкости зданий и сооружений» – углубленное изучение закономерностей поведения строительных материалов и устойчивости конструкций в зданиях и сооружениях при пожаре. Это позволит будущим магистрам проводить исследования пожарной опасности строительных материалов и конструкций. Прогнозировать поведение при пожаре и определять потенциальную опасность строительных материалов и конструкций для людей при пожаре. Оценивать фактическую пожарную опасность и влияние строительных материалов и конструкций на развитие пожара и образование опасных факторов. Проводить теоретическую оценку огнестойкости металлических, деревянных и железобетонных конструкций. Выполнять анализ и совершенствовать методы оценки и нормирования пожарной опасности и огнестойкости строительных материалов и конструкций. Разрабатывать эффективные технические решения по применению в строительстве строительных материалов и конструкций, с точки зрения обеспечения безопасности людей и предотвращения распространения пожара в зданиях и сооружениях.

Основной задачей изучения дисциплины являются формирование у магистров строительства теоретических знаний о пожарной опасности строительных материалов, конструкций и зданий, а также огнестойкости конструкций и зданий.

Итоговая государственная аттестация бакалавров, магистров предусматривает защиту выпускной квалификационной работы (дипломной работы, дипломного проекта, магистерской диссертации), в состав которой входит разделы «Охрана труда», «Гражданская оборона». Эти разделы неотъемлемо и логически связаны с тематикой выпускной работы, которую выполняют выпускники под руководством консультантов.

image_pdfimage_print