Протокол №3 заседания Ученого совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» от 26 ноября 2018 года
- Анализ состояния подготовки кадров на кафедрах и факультетах академии
Проректор по научной работе д.т.н., профессор Мущанов В.Ф. представил информацию по вопросу, подготовленную Комиссией по кадровой политике академии.
Решение вопроса качественной подготовки кадров и своевременного формирования кадрового резерва на всех кафедрах ВУЗа на ближайшую и среднесрочную перспективу является важнейшим условием его дальнейшего успешного развития. Докладчик предложил начать рассмотрение этого вопроса, основываясь на требованиях ФГОС ВО и ГОС ВПО ДНР, основные положения которых гласят:
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60% от общего количества научно-педагогических работников организации;
7.2.1. Доля научно-педагогических работников, имеющих образование, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна составлять не менее 70%.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее 75% для программы академической магистратуры.
В связи с этим, данный вопрос постоянно находится в поле зрения руководства академии, комиссии по подготовке кадров.
Докладчик отметил тот факт, что проблемы формирования кадрового состава в той или иной мере касаются всех кафедр академии. При этом наиболее низкий процент сотрудников со степенями и званиями (если рассматривать это по отношению к выделенному количеству ставок) на отдельных кафедрах строительного факультета, архитектурного факультета, факультета экономики, управления и информационных систем в строительстве, в центре гуманитарной подготовки.
Рассматривая работу кафедр по привлечению к дальнейшей работе (через работу на кафедре или поступлению в аспирантуру) нынешних магистрантов второго года, Владимир Филиппович отметил следующее:
а) лишь 12 из 29 кафедр академии в этом году используют такую возможность. Их общими усилиями запланировано в 2019 г. привлечь на кафедры для работы в качестве ассистентов 10 сотрудников и еще 4 планируются к поступлению в аспирантуру (2 ДонНАСА + 2 в аспирантуры других вузов ДНР);
б) при этом, кафедры, имеющие проблемы в этом направлении, к сожалению, в этом направлении конкретных планов не представили.
Предлагается создание кадрового резерва в виде аспирантов как очной, так и заочной формы обучения, из числа сотрудников кафедры. Докладчик отметил, что в этом году удалось несколько исправить ситуацию по контингенту аспирантуры. Аспиранты первого года обучения с 01.12.18 г. придут на 12 кафедр.
Владимир Филиппович попросил членов ученого совета обратить внимание на информацию о формируемом плане набора в аспирантуру и докторантуру, который академия должна представить в МОН ДНР в декабре этого года. Фигурирует только 10 заявленных фамилий. Кафедра «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов» – 1 чел. – докторантура; 3 заявки по строительному факультету в аспирантуру; 3 заявки по архитектурному факультету в аспирантуру; 3 заявки по факультету экономики, управления и информационных систем в строительстве и недвижимости в аспирантуру.
Далее докладчик обратил внимание на выполнение плана защит диссертационных работ. Если проанализировать выполнение плана защит на 2018 г., то приходится еще раз констатировать низкую ответственность, как самих соискателей, так и их руководителей, что привело к тому, что план защит выполнен лишь на 50%.
Суммируя вышеприведенную информацию, докладчик отметил следующие особенности:
- Недостаточную укомплектованность кафедр академии как штатными научно-педагогическими сотрудниками (375 сотрудников на 461 ставку: укомплектованность – 81%), так и штатными сотрудниками со степенями и званиями (206 сотрудников, что составляет 55% по отношению к количеству штатных сотрудников и 45% по отношению к числу ставок).
- Значительное количество молодых сотрудников в возрасте до 35 лет (129 сотрудников из 375 или 35%), что, несомненно, является положительным фактом. Вместе с тем, лишь 37 сотрудников из 129 (29%) имеют ученые степени.
- Необходимость, в связи с этим, решения двуединой задачи: укомплектования кафедр академии молодыми сотрудниками, прежде всего выпускниками магистратуры ГОУ ВПО «ДОННАСА», при одновременном увеличении количества защит диссертационных работ, что в перспективе позволит довести процент штатных сотрудников со степенями и званиями до необходимого уровня.
Нездойминов В.И. – В этом году в Российской Федерации (г. Ростов-на-Дону) защитили дипломы 74 магистра. Работы были хорошо подготовлены. Прошу рассмотреть их кандидатуры для поступления в аспирантуру.
Все ознакомились с проектом постановления по докладу Мущанова В.Ф. У кого есть вопросы, замечания? Нет. Прошу голосовать.
Постановили:
- Информацию обсудить на заседаниях кафедр и ученых советов факультетов.
Ответственные – деканы факультетов, заведующие кафедрами, срок – декабрь 2018 г.
- Кафедрам, имеющим значительные проблемы в комплектовании кадрового состава, в течение декабря 2018 г. представить председателю комиссии по кадровой политике, ректору академии Зайченко Н.М., следующие перспективные планы:
а) план комплектования кафедры выпускниками магистратуры на 2019-2022 гг. с доведением до 80% от нынешней потребности по отдельным кафедрам;
б) перспективный план защит на 2019-2021 гг. для кафедр, имеющих минимальное количество сотрудников, штатных сотрудников со степенями и званиями.
Ответственные – заведующие кафедрами.
- Кафедрам, перечисленным в п. 2 а проекта решения, в срок до 05.12.2018 г. повторно рассмотреть заявки на поступление в аспирантуру в 2019 г. и представить скорректированные планы.
Ответственные – заведующие кафедрами.
- Продолжить выполнение утвержденного в 2018 г. плана подготовки докторов наук в ДОННАСА с целью, совершенствования процесса подготовки кадров высшей квалификации.
Ответственные – проректор по научной работе, соискатели, научные консультанты, срок – постоянно.
- О состоянии учебно-методической работы в академии.
По данному вопросу предоставил информацию секретарь учебно-методического совета академии, к.фил.н., доцент Назар Р.Н. Представленная информация подготовлена учебно-методическим советом (протокол №1 от 24.10.18 г.).
Стратегическая задача учебно-методической работы в академии состоит в повышении качества подготовки обучающихся путем определения приоритетных направлений:
— учебной, учебно-методической, организационно-методической деятельности в соответствии с актуальными задачами развития системы образования;
— лицензионными требованиями и условиями;
— аккредитационными показателями и показателями мониторинга качества образования;
— разработке и реализации концепции индивидуального обучения, ориентированного на гибкость образовательных траекторий, позволяющих студентам активно включаться в проектную и исследовательскую деятельность;
— разработке и реализации концепций опережающего и открытого образования, основанных на использовании инновационных информационных методик и технологий;
— ориентации образовательного процесса на ведущие мировые практики учебно-методического обеспечения высшего образования;
— изучение и учет в образовательной деятельности текущих и стратегических потребностей Донецкой Народной Республики в подготовке специалистов конкретного профиля.
В состав учебно-методического совета академии входит 12 человек: проректор по учебно-методической работе и профессиональному образованию; деканы факультетов, а также начальники отделов: учебного, дистанционного обучения и тестирования, научно-технического информационного центра.
В своей деятельности совет руководствуется «Положением об учебно-методическом совете ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры».
Далее Роман Николаевич озвучил основные задачи:
- Определение приоритетных направлений учебно-методической работы в академии.
- Контроль выполнения требований Министерства образования и науки, государственных образовательных стандартов в академии.
- Анализ и оценка реализации программы развития учебно-методической работы академии и разработка предложений по ее совершенствованию.
- Взаимодействие с другими образовательными учреждениями и организациями по вопросам повышения качества и эффективности образовательного процесса.
- Распределение и содействие при внедрении передового опыта учебно-методической работы кафедр, факультетов академии и других вузов.
- Координация и мониторинг деятельности структурных подразделений по подготовке и совершенствованию основных образовательных программ, учебно-методическому обеспечению модулей и других элементов образовательных программ, в том числе фондов оценочных средств.
- Совершенствование модульно-рейтинговой системы, методического обеспечения самостоятельной работы студентов, ее рационального планирования, организации, проведения и контроля.
- Внедрение в учебный процесс инновационных методик и методов преподавания, новых информационных технологий, технических средств обучения, формирование инновационной информационной инфраструктуры.
- Утверждение рабочих авторских программ, реализуемых на основе передового педагогического опыта и /или с использованием инновационных методик.
- Подготовка и проведение мероприятий по совершенствованию учебной и методической работы, в том числе методических семинаров, научно-методических конференций, «круглых столов» и иных форм повышения профессионального мастерства.
- Участие в профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, создание условий для развития системы общественной аккредитации со стороны работодателей.
- Развитие системы менеджмента качества, привлечение работодателей к оценке качества образования, организации учебного процесса.
Роман Николаевич ознакомил членов ученого совета с Планом работы учебно-методического совета на 2018/2019 учебный год и отметил проведение таких мероприятий:
— рассмотрение Лицензионного дела «Ландшафтная архитектура» и 3 аккредитационных дела;
— запланировано 15 локальных нормативных актов, их внедрение и сопровождение;
— утверждение примерных образовательных программ по базовой части учебного плана направления 08.00.00 — «Строительство»;
— экспертиза оценочных средств для проведения ГИА в форме государственного экзамена;
— организация конкурсов учебников, дипломных работ, магистерских диссертаций (июнь) и другие.
Возобновлена работа учебно-методических комиссий факультетов ГОУ ВПО «ДОННАСА». Цель их работы – разработка научно-обоснованных рекомендаций по основным учебно-методическим вопросам, которые определяют направление и содержание подготовки специалистов на всех кафедрах факультета. Необходимость анализа рабочих учебных планов и программ, согласование программ по отдельным дисциплинам и установление межпредметных связей.
Докладчик отметил, что на 26.11.18 г. подготовлено членами УМС и привлекаемыми к его работе коллегами 21 документ. Из них можно отметить следующие уже утвержденные документы: «Положение об учебно-методическом совете ГОУ ВПО «ДОННАСА»; «Положение об учебно-методической комиссии факультета»; «Порядок разработки и утверждения основных профессиональных образовательных программ»; «Положение об отделе практической подготовки учебной части». Также подготовлен ряд документов на обсуждение и на утверждение.
Планируется формирование Плана изданий учебной и учебно-методической литературы на 2018/2019 учебный год.
Представлен макет, в котором указаны: дисциплина, тип учебной литературы, специальность, форма представления, автор/соавтор, количество, срок выполнения.
Представлена разбивка с градацией как для осеннего семестра, так и для весеннего:
— конспекты лекций;
— методические указания;
— электронные учебные издания;
— учебно-методические пособия (в т. ч. практикумы);
— учебные пособия.
Со всеми документами можно ознакомиться на официальном сайте академии.
Начальник научно-технического информационного центра, к.т.н., доцент Роменский И.В. представил информацию об учебно-методическом обеспечении дисциплин по кафедрам ДОННАСА в полнотекстовой базе, размещенной на портале библиотеки НТИЦ по состоянию на 21.11.18 г.
В связи с плановой актуализацией полнотекстовой базы учебно-методических пособий, размещенной на портале НТИЦ в течение 2018 г. были удалены 1286 наименований учебно-методических пособий, изданных ранее 2014 г.
По состоянию на 21.11.2018 г. в полнотекстовую базу учебно-методической литературы библиотеки ГОУ ВПО «ДОННАСА» передано 1131 наименования учебно-методических пособий, изданных в 2014-2018 гг. Из них изданных 2015-2018 гг. 973 наименования.
Докладчик отметил, что наиболее активно обновили базу кафедры:
— экономическая теория и информационно-стоимостный инжиниринг (131 наименование);
— экономика, экспертиза и управление недвижимостью (212 наименований);
— автоматизация и электроснабжение в строительстве (36 наименований);
— водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов (47 наименований);
— городское строительство и хозяйство (40 наименований);
— техносферная безопасность (55 наименований).
В течение нескольких лет методично и планомерно пополняют полнотекстовую базу кафедры:
— прикладная химия;
— специализированные информационные технологии и системы;
— технологии и организация строительства;
— история и философия;
— прикладная лингвистика;
— иностранные языки.
Но, к сожалению, некоторые кафедры не придали особого значения данной проблеме. На фоне большого числа преподаваемых дисциплин на этих кафедрах обновлено:
— архитектурное проектирование и дизайн архитектурной среды (1 наименование);
— техническая эксплуатация и сервис автомобилей, технологических машин и оборудования (1 наименование).
Игорь Викторович представил на слайдах наличие в библиотеке учебно-методического обеспечения. Информация представлена по факультетам и кафедрам с указанием:
— количеством дисциплин, имеющих методическое обеспечение;
— количеством конспектов лекций;
— количеством учебных пособий;
— количеством методических пособий.
Всего по кафедрам:
— количество дисциплин, имеющих методическое обеспечение – 382;
— количество конспектов лекций – 219;
— количество учебных пособий – 20;
— количество методических пособий – 853.
Также Игорь Викторович озвучил проблемные вопросы, которые требуют своего решения:
- Большинство кафедр не планомерно пополняют и актуализируют полнотекстовые базы учебно-методического обеспечения дисциплин.
- Остается довольно большое число дисциплин, необеспеченных никакими учебно-методическими пособиями. Особенно это касается подготовки магистров.
- Хотелось бы конкретно, по каждой кафедре иметь перечень читаемых дисциплин для всех направлений и уровней подготовки с указанием необходимого методического обеспечения.
- Правильность оформления и полное соответствие учебным планам и РПД.
- ЭБС предусматривает обязательное наличие Электронного учебно-методического издания, даже если есть его печатный вариант.
- Четкий алгоритм прохождения через методические советы кафедр, факультетов ДОННАСА и передачи в библиотеку и центр дистанционного образования, с последующим размещением в ЭБС.
Шкробова И.А. сообщила, что в течение двух месяцев сотрудниками отдела дистанционного обучения и тестирования совместно с кафедрами академии осуществлен аудит и обновление материалов, размещенных в системе дистанционного обучения (Moodle).
По состоянию на 25 ноября текущего года в СДО академии размещено 879 объектов. Из них 595 – готовые дистанционные курсы, созданные после 2015 г., что составляет 67%.
Остальные объекты:
— курсы, созданные до 2015 г. (материалы частично либо полностью на украинском языке);
— неполные материалы, например, только конспекты лекций или методические материалы по определенным видам работы (материалы как новые, так и созданные до 2015 г., частично или полностью на украинском языке);
— пустые объекты (полностью отсутствуют какие-либо материалы).
Строительный факультет – готовые дистанционные курсы, созданные после 2015 г., составляют 71%. Из 11 кафедр факультета на трех кафедрах: «Основания, фундаменты и подземные сооружения», «Инженерная геодезия», «Высшая математика и информатика» — 100% размещенных материалов (это дистанционные курсы, созданные после 2015 г.).
Архитектурный факультет – готовые дистанционные курсы, созданные после 2015 г., составляет менее 1%.
Факультет инженерных и экологических систем в строительстве – готовые дистанционные курсы, созданные после 2015 г., составляют 64%. На кафедре теплотехники, теплогазоснабжения и вентиляции 100% размещенных материалов (это дистанционные курсы, созданные после 2015 г.).
Механический факультет – почти 87% размещенных материалов (это готовые дистанционные курсы, созданные после 2015 г.).
Факультет экономики, управления и информационных систем в строительстве и недвижимости – 91% размещенных материалов (это готовые дистанционные курсы, созданные после 2015 г.). Из 6 кафедр факультета на двух: «Экономика, экспертиза и управление недвижимостью» и «История и философия» не все размещенные материалы представляют из себя готовые дистанционные курсы, созданные после 2015 г.
ПОСТАНОВИЛИ:
- Информацию о деятельности УМС ГОУ ВПО «ДОННАСА» принять к сведению.
- Продолжить работу по подготовке локальных нормативных актов и актуализации содержания, имеющихся в сфере учебно-методической работы в академии.
- Подготовить на весенний семестр 2018/2019 учебного года План издания учебно-методической литературы каждой кафедры.
Срок исполнения – 20.12.2018 г.
- Анализ работы республиканского образовательно-научного комплекса в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства (РОНК ГОУ ВПО «ДОННАСА») в 2018 году и план на 2019 год.
Декан факультета Дополнительного профессионального образования, к.гос.упр., доцент Пушкарева Н.А. сообщила, что РОНК ГОУ ВПО «ДОННАСА» создан на основании приказа МОН ДНР № 345/1 от 14.04.17 г.
Цель создания на базе ГОУ ВПО «ДОННАСА» Республиканского образовательно-научного комплекса – единая непрерывная подготовка высококвалифицированных специалистов в области архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства по схеме «дошкольное образование – базовое среднее образование – среднее профессиональное образование – высшее профессиональное – послевузовское профессиональное образование – дополнительное профессиональное образование («школа – лицей – ПТУ – техникум (колледж) – академия – предприятие»).
Докладчиком представлена структура Комплекса с указанием: структурных подразделений ДОНАСА; отраслевых заказчиков (по договорам); социальных партнеров (по договорам); ассоциированных членов (по заключенному соглашению).
Наталья Александровна озвучила задачи РОНК:
— повышение конкурентоспособности выпускников – субъектов РОНК в условиях перехода к многоуровневой системе подготовки по новым государственным образовательным стандартам;
— создание гибкой, адаптивной к потребностям Республиканской экономики системы формирования образовательных программ за счет их вариативных частей с учетом сложившейся педагогической теории и практики, практических навыков, перспективных научных разработок научных коллективов и школ, а также потребностей и предложений работодателей;
— формирование единого государственного заказа в рамках РОНК, гарантия трудоустройства выпускников учебных заведений;
— обеспечение эффективного взаимодействия ГОУ ВПО «ДОННАСА» с республиканскими органами и органами местного самоуправления, научной общественностью, общественными организациями и субъектами РОНК в интересах повышения качества образовательной деятельности и конкурентоспособности учебных заведений;
— расширение и укрепление взаимодействия субъектов РОНК с профильными министерствами, ведущими строительными предприятиями и организациями с целью актуализации содержания образовательных программ и усиления практико-ориентированной составляющей обучения;
— расширение возможностей и укрепление взаимодействия субъектов РОНК с профильными министерствами, ведущими строительными предприятиями и организациями с целью актуализации содержания образовательных программ и усиления практико-ориентированной составляющей обучения;
— расширение возможностей и усиление потенциала учебных заведений – субъектов РОНК, за счет использования ресурсов путем сетевого взаимодействия и использования открытых курсов при реализации образовательных программ.
Основные направления деятельности РОНК ГОУ ВПО «ДОННАСА» на 2018/2019 гг. по приоритетам:
- Профориентационное;
- Учебно-методическое;
- Трудоустройство выпускников;
- Кадровое;
- Научно-исследовательское;
- Организационно-координационное.
На слайде 10 представлены фото о проведении организационной и координационной работы:
— проведение координационного совещания членов РОНК на базе ГОУ ВПО «ДОННАСА»;
— участие в Первом Международном образовательном форуме ЛНР «Образование и вызовы совместности: завтра начинается сегодня» на дискуссионной площдке в рамках проекта «Точка роста»: «Перспективы взаимодействия системы образования с работодателями», г. Луганск;
— участие в Международном форуме «Кадровый потенциал как основа развития государства», г. Алчевск.
На слайде 11 представлена подготовка педагогических кадров образовательных организаций СПО на базе ГОУ ВПО «ДОННАСА».
11 преподавателей техникумов, колледжей и лицеев РОНК прошли стажировку в ГОУ ВПО «ДОННАСА»:
— ГПОУ «Макеевский профессиональный лицей коммунального хозяйства и быта»;
— ГПОУ «Донецкий колледж строительства и архитектуры»;
— ГПОУ «Макеевский строительный центр профессионально-технического образования имени Ф.И. Бачурина»;
— ГПОУ «Макеевский политехнический колледж»;
— ГПОУ «Ясиноватский колледж транспортного строительства» и другие.
На слайде 12 размещена информация о профориентационной работе и деятельности по трудоустройству:
— рассылка приглашений на Дни открытых дверей и культурно-массовые мероприятия, проводимые в ГОУ ВПО «ДОННАСА»;
— участие профессорско-преподавательского состава ГОУ ВПО «ДОННАСА» в ГАК образовательных организаций СПО членов РОНК.
На слайде 14 представлен План работы РОНК на 2018/2019 учебный год. За год планируется провести 14 мероприятий:
— проведение организационного собрания ассоциированных членов РОНК;
— проведение стажировок и повышения квалификации научно-педагогических кадров образовательных организаций СПО — ассоциированных членов РОНК;
— анализ и сравнение учебных планов образовательных организаций СПО с учебными планами ГОУ ВПО «ДОННАСА»;
— сбор и анализ информации о перечне направлений подготовки и специальностей, а также контингенте выпускных курсов образовательных организаций СПО, сопоставление ее с потребностями рынка труда;
— подготовка буклета для работодателей и образовательных организаций общего среднего образования с перечнем направлений подготовки и специальностей СПО и ВПО, реализуемых в рамках РОНК;
— проведение на базе ГОУ ВПО «ДОННАСА» смотра-конкурса профессионального мастерства среди образовательных организаций СПО по рабочим профессиям;
— обеспечение участия профессорско-преподавательского состава ГОУ ВПО «ДОННАСА» в учебном процессе образовательных организаций СПО – ассоциированных членов РОНК:
- Участие в качестве членов ГАК;
- Проведение лекционных и практических занятий в ОО СПО;
- Организация для студентов СПО «Одного дня в ДОННАСА»;
— проведение профориентационной работы в образовательных организациях – ассоциированных членах РОНК;
— обеспечение участия студентов образовательных организаций общего среднего и среднего профессионального образования – ассоциированных членов РОНК, в Дебюте первокурсника, смотре-конкурсе «Студенческий Олимп», Днях факультетов;
— привлечение студентов и преподавателей образовательных организаций СПО к участию в научных конференциях, проводимых ГОУ ВПО «ДОННАСА»;
— оказание консультационной и методической помощи образовательным организациям — ассоциированным членам РОНК;
— создание страницы РОНК на сайте ГОУ ВПО «ДОННАСА»;
— разработка и внедрение пробного вступительного тестирования по профильным предметам для выпускников СПО – ассоциированных членов РОНК, с использованием системы дистанционного обучения Moodle.
ПОСТАНОВИЛИ:
- Отчет о деятельности Республиканского образовательно-научного комплекса ГОУ ВПО «ДОННАСА» в 2018 году принять к сведению.
- Результаты деятельности РОНК ГОУ ВПО «ДОННАСА» в 2018 году считать удовлетворительными.
- Утвердить план работы РОНК ГОУ ВПО «ДОННАСА» на 2018/2019 учебный год.