Протокол №4 заседания Ученого совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» от 27 декабря 2019 года
- Информация о результатах приема в аспирантуру и докторантуру в 2019/2020 учебном году. Об утверждении тем аспирантов, соискателей и докторантов 1-го года обучения.
Проректор по научной работе д.т.н., профессор Мущанов В. Ф. представил информацию о результатах приема в аспирантуру и докторантуру в 2019/2020 учебном году.
По состоянию на 27.12.2019 г. в аспирантуре ГОУ ВПО «ДОННАСА» обучается 42 человека (22 – очная форма обучения, 20 – заочная форма обучения) – все на бюджетной форме обучения. В докторантуре – 1 человек. Прикрепленными в качестве соискателей ученой степени кандидата наук являются 10 человек (все на бюджетной форме), в качестве соискателей ученой степени доктора наук готовят диссертации 9 человек.
Динамика движения кадров в отчетном 2018/2019 учебном году характеризуется следующими показателями:
— завершили обучение с выполненным индивидуальным планом обучения – 7 аспирантов; отчислен по собственному желанию – 1 аспирант;
— в отпуске по уходу за ребенком находится 3 аспирантки;
— в связи с окончанием срока прикрепления и выполненным индивидуальным планом откреплены 3 соискателя;
— прикреплены в качестве соискателей степени кандидата технических наук 2 человека; сроком на 2 месяца в качестве экстернов для сдачи кандидатских экзаменов 12 человек на платной основе; для подготовки докторской диссертации – 1 человек; откреплены 2 соискателя доктора наук в связи с окончанием срока прикрепления.
По итогам обучения в аспирантуре и подготовки диссертаций в качестве соискателей в 2018/2019 учебном году:
— итоговую аттестацию проходили 7 аспирантов и 3 соискателя степени кандидата технических наук – все успешно аттестованы;
— промежуточную годовую аттестацию проходили 45 человек (35 аспирантов и 10 соискателей степени кандидата наук).
Докладчик отметил, что в результате проведенной аттестации аттестованы все.
В 2019 году получено разрешение на прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в рамках контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета ДНР в количестве 11 мест (5 мест по очной форме обучения и 6 мест по заочной форме обучения), в докторантуре – 1 место, на которые успешно осуществлен прием.
Представлен список лиц, поступивших в аспирантуру ГОУ ВПО «ДОННАСА» в 2019 г. в разрезе очной и заочной форм обучения, а также поступивших в докторантуру.
По существу рассматриваемого вопроса, предлагаются для утверждения Ученым советом темы диссертационных работ аспирантов набора 2019/2020 учебного года в количестве 11 чел. Докладчик отметил, что все темы рассмотрены и одобрены на заседаниях кафедр академии, о чем имеются соответствующие выписки из их решений. Представлены темы исследований соискателей, прикрепляемых решением Ученого совета, а также темы диссертационных работ и научных руководителей лиц без прикрепления соискателем.
Далее докладчиком представлен Проект контрольных цифр приема лиц на обучение в аспирантуре ГОУ ВПО «ДОННАСА» в 2020 году.
Продолжая данную тематику, докладчик обратил внимание членов Ученого совета на то, что сформирован предварительный план защит на 2020 г., базирующийся на заявках, представленный кафедрами, и контрольных цифрах, заложенных в «Перспективном плане….». По представлению кафедр (соискателей, научных руководителей, заведующих кафедрами) предполагается защита 2-х докторских и 19-ти кандидатских диссертаций.
Из представленной информации докладчик сделал вывод:
— по совету Д 01.006.02 предполагается защита 1 докторской и 12 кандидатских диссертаций;
— по совету Д 01.005.01 предполагается защита 2 кандидатских диссертаций;
— по совету Д 01.023.03 защит не запланировано;
— в других советах предполагается защита 1 докторской и 5 кандидатских диссертаций.
Докладчик отметил, что, несмотря на общую перспективную картину, хотел бы обратить внимание совета на многочисленные случаи, отступления от контрольных цифр перспективного плана, и соответственно, решений Ученого совета. Докладчик предложил обсудить на кафедрах причины таких отступлений, при необходимости еще раз взвесить возможность выполнения, предоставить уточненные сведения до 10.01.2020 г. и с их учетом ректором будет утвержден план в окончательном виде.
По окончанию выступления докладчик обратился к членам Ученого совета с просьбой утвердить представленные темы исследований, кандидатуры научных руководителей и научных консультантов.
ПОСТАНОВИЛИ:
- Информацию о результатах приема в аспирантуру и докторантуру в 2019/2020 учебном году принять к сведению.
- Утвердить научных руководителей аспирантам и соискателям степени кандидата наук, научных консультантов докторантам и соискателям ученой степени доктора наук согласно списку.
- Утвердить темы аспирантов, соискателей и докторантов 1-го года обучения согласно списку.
- Утверждение планов выпуска научных изданий академии («Вестник ДонНАСА», «Металлические конструкции», «Современное промышленное и гражданское строительство», «Экономика строительства и городского хозяйства», «Строитель Донбасса», публикаций в международных наукометрических базах данных на 2020 год.
Проректор по научной работе, д.т.н., профессор Мущанов В.Ф. представил План издания периодических научных изданий на 2020 год и отметил, что он практически не претерпел изменений по сравнению с прошлыми годами. Предполагается выпуск следующих научных журналов и сборников научных трудов:
— Сборник научных трудов «Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры» (6 выпусков);
— Журнал «Металлические конструкции» (4 выпуска);
— Журнал «Современное и гражданское строительство» (4 выпуска);
— Журнал «Экономика строительства и городского хозяйства» (4 выпуска);
— Журнал «Строитель Донбасса» (4 выпуска).
Докладчик сделал примечание: материалы именных конференций, запланированных к проведению в 2020 г. будут сопровождаться изданием электронных сборников материалов конференций, а наиболее весомые статьи будут печататься в журналах академии, выход в свет которых соотносится со сроками проведения конференции.
Прежде чем огласить проект Плана изданий научных монографий на 2020 г., докладчик обратил внимание на выполнение позиций аналогичного Плана 2019 г., которым предусматривалась подготовка 10 изданий:
— кафедры технологий строительных конструкций, изделий и материалов и экономики, экспертизы и управления недвижимостью – по 2 позиции;
— кафедры технической эксплуатации и сервиса автомобилей, технологических машин и оборудования; прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации; водоснабжения, водоотведения и охраны водных ресурсов; менеджмента строительных организаций; оснований, фундаментов и подземных сооружений; проектирования зданий и строительная физика – по 1-й позиции.
Из них выполнено:
- Кафедра водоснабжения, водоотведения и охраны водных ресурсов – план -1; факт – 1. «Вакуумное водоотведение малых населенных пунктов и курортных районов: научное издание / авт. Нездойминов В.И., Григоренко Н.И., Рожков В.С.
2.Кафедра прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации – план — 1; факт – 1. «Изучение фразеологии в контексте этнокультуры: монография / авт. Н.Г. Ферсман, Т.Е. Землинская, Ю.Н. Новикова, Г.Ю. Атанова.
Кафедра наземных транспортно-технологических комплексов и систем – план 1; факт – 1. «Логистика технологических процессов строительной фирмы: монография / авт. Я.И. Жеребьев, Р.И. Рыбалко, И.В. Голубов; под редакцией В.И. Братчуна.
Кафедра экономики, экспертизы и управления недвижимостью — план – 2; факт – 1. «Бюджетирование и программно-целевое проектирование развития экономических систем: теория и практика: монография / авт. В.Г. Севка, С.В. Захаров, В.Н. Гончаров и др.
- Кафедры металлических конструкций и сооружений, технологий строительных конструкций, изделий и материалов, теоретической и прикладной механики, технология и организация производства и др. – план – 0; факт -1. «Горохов Евгений Васильевич. Строитель. Ученый. Педагог: биобиблиографический указатель/ под редакцией Зайченко Н.М.
- Кафедра теплотехники, теплогазоснабжения и вентиляции – план – 0; факт – 1. «Испытание и наладка систем теплоснабжения» монография / авт. А.А. Олексюк, Л.А. Рязанцева Л.А.
Новым планом предлагаются к изданию 8 научных монографий, которые запланировано подготовить силами кафедр технологий строительных конструкций, изделий и материалов – 2, истории и философии, техносферной безопасности, менеджмента строительных организаций, теоретической и прикладной механики, автомобильных дорог и аэродромов – по 1-й. Список монографий на 2020 г. прилагается.
Докладчик предложил обратить внимание на публикации в изданиях, входящих в ведущие международные наукометрические базы данных SCOPUS и Web of Science, а именно на следующие моменты:
— что касается выполнения плана публикаций на 2019 г., то кафедрами опубликовано 16 научных работ вместо заявленных 15 (плюс 1 статья по кафедре экономики, экспертизы и управления недвижимостью принята редакцией к публикации), правда, не все они до сегодняшнего дня проиндексированы в базе данных.
На 2020 г. кафедрами заявлено 23 позиции, а именно:
— металлических конструкций и сооружений – 3 позиции;
— технологий строительных конструкций, изделий и материалов; теоретической и прикладной механики; специализированных информационных технологий и систем; экономики, экспертизы и управления недвижимостью – по 2 позиции;
— оснований, фундаментов и подземных сооружений; экономической теории и информационно-стоимостного инжиниринга; физики и физического материаловедения; автоматизации и электроснабжения в строительстве; техносферной безопасности; прикладной химии; городского строительства и хозяйства; землеустройства и кадастра; водоснабжения, водоотведения и охраны водных ресурсов; теплотехники, теплогазоснабжения и вентиляции – по 1-й позиции.
Докладчик также отметил, что если отдельными кафедрами заявлен перенос несостоявшихся публикаций на 2020 г., то, к сожалению, как и в прошлом году, некоторые кафедры игнорируют этот важный показатель научной деятельности, в связи с чем, комиссией предлагается ректору учитывать данное обстоятельство при назначении сотрудникам кафедры различного рода надбавок, разрешений для работы по совместительству и т.д.
На слайдах представлены 23 наименования Плана выпуска научных периодических изданий ГОУ ВПО «ДОННАСА», научных монографий и изданий, входящих в ведущие наукометрические базы данных с указанием кафедр, авторов, издания / баз данных, сроков подачи в издательство.
Докладчик предложил Планы выпуска научных периодических изданий, научных монографий и изданий, входящих в ведущие наукометрические базы данных утвердить.
ПОСТАНОВИЛИ:
- План выпуска научных периодических изданий ГОУ ВПО «ДОННАСА».
- План выпуска научных монографий ГОУ ВПО «ДОННАСА».
- План изданий, входящих в ведущие наукометрические базы данных.
- Современный взгляд на проблему здоровья студенческой молодежи и ее актуальность. Формирование навыков здорового образа жизни.
Заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, профессор Попов В.И. отметил, что практический опыт показывает, что научно-техническая революция повышает нервно-психическое напряжение современных людей и вместе тем, понижает уровень двигательной активности не только в процессе трудовой деятельности, но и в повседневной жизни.
Из-за недостаточной психофизической готовности современного человека к взаимодействию с резко изменившимися условиями окружающей среды наблюдается снижение показателей физического развития, параметров физической работоспособности и состояния здоровья у студентов. На протяжении жизни одного поколения резко возросла интенсификация умственного труда студентов на фоне снижения двигательной активности, что ведет к ослаблению организма.
Докладчик отметил, что для успешного решения задач подготовки высококвалифицированных инженеров необходимо формировать у них правильный, здоровый образ жизни.
Конечно, молодые люди не всегда располагают необходимыми знаниями и убеждениями, чтобы осознано выбирать определенный образ жизни. Иногда им мешают вредные для здорового образа жизни традиции и укоренившиеся в быту той или иной семьи привычки поведения. Докладчик считает, что необходимо обеспечить студентам благоприятные условия для выбора и поддержания такой линии поведения, такого образа жизни, который способствует укреплению здоровья.
Основным показателем физического совершенства человека является его здоровье. Что определяет здоровье человека?
Здравоохранение – 9,8%;
Наследственность (генетика) – 16,4%;
Среда обитания (экология) – 21,8 %;
Образ жизни (двигательная активность) – 52%.
Факторы образа жизни: питание, сон, эмоциональное состояние, курение, употребление алкоголя, двигательная активность.
В образе жизни человека для улучшения работоспособности, повышения физической подготовленности, долголетия, более 60% отводится двигательной активности. Здоровому образу жизни надо постоянно учиться.
Докладчик считает неправильным высказывание, что физическое воспитание в ВУЗе не следует регламентировать учебным расписанием, обязательным посещением занятий. При этом ссылаются на ряд университетов на Западе, в учебном расписании которых нет такого предмета. Считают, что студент сам может решать, надо ему заниматься физической культурой или нет, в зависимости от личных интересов. Докладчик с этим не согласен и приводит факторы, имеющие существенное значение: многие университеты на Западе, не имея в учебном расписании предмета «Физическое воспитание», вместе с тем располагают большим количеством спортивных залов, плавательных бассейнов, стадионов, помещений с тренажерами; западная молодежь, поступающая в высшие учебные заведения, имеет воспитанную с детства в семье и в школе (не в пример большинству наших студентов) устойчивую потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями; на Западе «модно» заниматься оздоровительной физкультурой и спортом.
Отрицательно влияет на формирование здорового образа жизни у студентов реклама сигарет, спиртных напитков. Как результат – малоподвижный образ жизни у студентов, курение, распитие спиртных напитков привели к катастрофическому уровню здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи.
По данным исследований до 90% учащихся имеют отклонение в состоянии здоровья, около 50% из них имеют неудовлетворительное состояние физической подготовленности, аналогичная ситуация и в академии.
Мониторинг состояния здоровья студенческой молодежи подтверждает актуальность концепции сохранения здоровья здорового человека.
Потребность такой концепции в условиях высшей школы вызваны низким уровнем культуры здоровья у студентов, сохраняющимся потребительским отношением к собственному здоровью, а также низкой мотиваций молодежи на ведение здорового образа жизни.
Докладчик отметил, что при изучении ценностных ориентаций студентов на здоровый образ жизни можно выделить среди них условно четыре группы и перечислил их.
При соотношении общей и физической культуры студентов ответы респондентов на вопрос «Можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии?» выявили, что 21,9% считают это возможным, а 51% отрицают такую взаимосвязь, 27,9% — затрудняются в определении своей позиции. Таким образом, менее половины студентов имеют определенные представления о тесной взаимосвязи общей и физической культуры в своем личностном развитии и в соответствии с этим принимают поведенческие решения.
Значительная часть молодежи приходит в студенческую среду с какими-либо отклонениями в состоянии здоровья. Анализ форм 086-у исходного состояния здоровья студентов первокурсников нашей академии в этом году продемонстрировал наличие патологии морфофункционального характера. В структуре выявленных заболеваний, обнаружена патология органов зрения (31%), ЛОР-органов (18,1%), болезни терапевтического профиля (15,4%), хирургические заболевания (3,1%). В академии обучается 32 студента, имеющих группу инвалидности, а именно: вторую группу инвалидности – 14 человек, третью – 18. Лидирующее место среди заболеваний, приведших к инвалидности, занимают заболевания опорно-двигательного аппарата, ЦНС, лор-органов, эндокринной системы.
Анализ справок нетрудоспособности студентов (формы 095-у), которые регистрируются в санатории-профилактории, продемонстрировал наиболее высокий уровень заболеваемости среди студентов младших курсов, где в структуре на первом месте находятся острые заболевания органов дыхания (до 72%). Заболеваемость студентов имеет выраженные сезонные изменения, характерные для студенческой среды: осенний, который характеризуется повышением удельного веса отитов, синуситов; весенний, который обусловлен снижением реактивности организма. Все эти проблемы требуют необходимость проведения периодических, профилактических, медицинских осмотров студентов академии.
Докладчик считает достижением академии и кафедры физического воспитания и спорта то, что мы сохранили предмет и создали условия для всей студенческой молодежи заниматься физической культурой и спортом.
Для решения поставленных задач по формированию здорового образа жизни и повышению двигательной активности студентов академия располагает материальной базой общей площадью 3,134 м2, специализированные спортивные залы оснащены необходимым инвентарем и оборудованием для проведения учебных занятий и учебно-тренировочного процесса по 16 видам спорта, спортивно-оздоровительным лагерем в п. Седово.
Докладчик отметил, что преподавателями кафедры физического воспитания и спорта постоянно ведется поиск новых форм и методов организации по проведению спортивно-массовой работы среди студентов. Было разработано и внедрено в учебный процесс проведение многоразовых занятий – три раза в неделю на нулевых парах. Мы впервые применили Гарвардский степ-тест для определения состояния здоровья, работоспособности студентов и контроля за приростом физических качеств.
С целью формирования здорового образа жизни и повышения состояния здоровья и двигательной активности на протяжении учебы в академии студенты принимают участие во внутривузовских, городских, республиканских и международных соревнованиях, проводятся спортивные праздники.
Традиционными стали спартакиады академии в рамках студенческих игр и студенческих универсиад, соревнования на приз первокурсника, спартакиады среди общежитий, осенние и весенние легкоатлетические кроссы, спартакиады преподавателей и сотрудников академии. Большой популярностью у студентов пользуются проводимые студенческим активом траверсы с выездом на природу с обширной спортивной программой.
Студенты-спортсмены академии по собственной инициативе принимают участие в военно-спортивных мероприятиях, требующих специальную физическую, психологическую и профессиональную подготовку (забег героев).
Сборные команды академии по 16 видам спорта успешно выступают на республиканских студенческих играх и универсиадах.
Сборная команда академии приняла участие в Первых военно-спортивных играх на Кубок Главы ДНР Захарченко А.В. Команда из 10 студентов-спортсменов завоевала убедительную победу. На данных соревнованиях была награждена кубком Главы Республики.
Студенты-спортсмены академии за последние годы добились весомых успехов на международных соревнованиях. Два студента-спортсмена выполнили норматив мастера спорта международного класса, более 10 студентов стали мастерами спорта Донецкой Народной Республики.
Многие наши студенты-спортсмены, имеющие хорошую физическую подготовку и морально-волевые качества, находятся в передовых рядах защитников интересов Республики. Выпускники академии успешно работают во многих республиках бывшего Советского Союза и дальнем зарубежье.
На высоком организационном уровне в академии проводятся студенческие соревнования и чемпионаты Республики. Однако как отметил докладчик, в борьбе за здоровый образ жизни, двигательную активность студенческой молодежи мы значительно проигрываем. Последние годы курящих студентов не уменьшилось, а увеличилось.
На протяжении многих лет в средствах массовой информации рекламировались табачные изделия, спиртные напитки, косвенно наркотики. Эти негативные явления не обошли стороной и наших студентов.
Компьютеризация всей нашей деятельности привела к тому, что дети, студенческая молодежь ведут малоподвижный образ жизни, который влияет на здоровье и физическую подготовку молодежи.
Большую угрозу для здоровья сегодня представляет жевательный табак (снюс), который действует как наркотик на психику человека, уничтожая внутренние органы и провоцируя онкологические заболевания.
На сегодня в Республике принятые государственные стандарты по физической культуре и спорту не полностью решают задачи физического воспитания и формирования здорового образа жизни студенческой молодежи. Нет единого положения по организации физического воспитания и спортивно-массовой работы. По этой причине большое расхождение в учебных планах по физическому воспитанию и в кадровом обеспечении учебного процесса. ВУЗы с одинаковым числом студентов имеют разное штатное расписание и количество часов. Нет единых требований по организации учебного процесса на факультетах академии. В Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики нет отдела по организации спортивно-массовой работы среди студенческой молодежи. Переход на образовательные стандарты Российской Федерации по физическому воспитанию не дал желаемых результатов. 72 часа это обязательные занятия только на 1 курсе, они не могут дать желаемых результатов. С ведением новых стандартов, отменой дифференцированного зачета привело к тому, что мы потеряли контроль над студентами 2,3,4 курсов. Посещаемость занятий на старших курсах по сравнению с 2016-2017 гг. ухудшилась в 3 раза.
Работа с деканами по улучшению ситуации с посещаемостью и успеваемостью студентов старших курсов не дает желаемого результата.
Для решения данных задач, отметил докладчик, мы не просим увеличения часов, штата преподавателей, просьба одна к студенческим организациям, деканатам, администрации академии – вникнуть в проблему и найти способы решения.
Наше предложение – ввести обязательные занятия на 1-4 курсах с дифференцированным зачетом и в рамках элективного курса проводить занятия в отделениях спортивного совершенствования и спортивных секциях по интересам без увеличения количества часов и штата преподавателей.
Воспитание здорового образа жизни у студентов – это наша забота, забота работников высшей школы. Преподавание физической культуры надо обязательно предусматривать в обязательном порядке в учебных планах по всем специальностям на всех годах обучения, а не только на двух младших курсах и далее факультативно, как это имеет место.
При этом к делу надо подходить не формально, а объективно, учитывая, что занятия по физическому воспитанию – не нагрузка в течение рабочего дня студента, регламентированная разгрузка в сетке учебного расписания вуза после напряженной умственной работы.
ПОСТАНОВИЛИ:
- Информацию заведующего кафедрой физического воспитания и спорта принять к сведению и признать удовлетворительным работу кафедры физического воспитания и спорта по формированию здорового образа жизни.
- Рассмотреть вопрос о проведении периодических профилактических медицинских осмотров студентов академии.
Срок – сентябрь 2020 г. Ответственные: ректорат, санаторий-профилакторий.
- Продолжить использовать опыт работы по формированию здорового образа жизни среди студентов, преподавателей и сотрудников академии.
Срок – постоянно. Ответственные: кафедра физического воспитания и спорта, деканы факультетов, студенческое самоуправление, студенческий профком.
- Проводить активную работу по привлечению к системным занятиям физической культурой и спортом, студентов старших курсов молодых преподавателей.
Срок – постоянно. Ответственные: кафедра физического воспитания и спорта, деканы факультетов, совет студенческого самоуправления, студенческий профком.
- Усилить пропаганду здорового образа жизни при проведении академических часов путем проведения бесед и встреч с работниками здравоохранения.
Срок – постоянно. Ответственные: кафедра физического воспитания и спорта, кураторы академических групп.
- Привести аудиторную загруженность по физической культуре и спорту и элективным занятиям по физической культуре и спорту к единым показателям по курсам очного и заочного отделения. Кафедре физического воспитания и спорта обеспечить методическое обоснование аудиторной нагрузки на каждом курсе.
Ответственные: УМС, председатели УМК факультетов.
- Рассмотреть вопрос о приведении в единую систему требований по организации учебного процесса и учебной нагрузки по физическому воспитанию по всем направлениям подготовки.
Срок – февраль 2020 г. Ответственные: деканы факультетов.