Заседание 30.03.2022 г.

Протокол №8 заседания Ученого совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» от 30 марта 2022 года

  1. Анализ финансовой и хозяйственной деятельности академии за 2021 г.

Слушали:

Проректор по экономике и социальным вопросам – главный бухгалтер Тищенко В.П. представила информацию по вопросу «Анализ финансовой и хозяйственной деятельности Академии за 2021 год».

В представленном анализе финансово-хозяйственной деятельности академии акцентировано внимание на вопросах, от которых зависит финансирование образовательных учреждений. Представлена классификация доходов, где главным источником является бюджетное финансирование. Кроме того, сформирован специальный фонд, за счет выполнения хоздоговоров по НИР, а также ведение хозяйственной деятельности.

Постановили:

Отчет о финансовой и хозяйственной деятельности академии за 2021 год утвердить.  

  1. Взаимодействие кураторов академических групп со студенческим коллективом.

СЛУШАЛИ:

Помощник ректора, к.т.н., профессор Левченко В.Н. доложил информацию по вопросу. Он отметил, что  в современных условиях воспитательной работе уделяется все большее и большее внимание. Об этом говорит целый ряд нормативных документов, которые были приняты в Российской Федерации и в Донецкой Народной Республике за последние годы. Распоряжением Правительства России от 29 мая 2015 г. №996-р была утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Данная стратегия направлена на развитие механизмов, которые призваны гарантировать обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также и в форме самостоятельной деятельности. В данном документе отмечается, что развитие воспитания в системе образования предполагает полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного и социально-экономического профилей.

Постановлением Народного Совета № 265-IIНС от 26 марта 2021 года были внесены изменения в закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», в соответствии с которыми в образовательные программы высшего образования (бакалавриата и специалитета) были включены рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы.

Все это говорит о повышении роли и значения воспитательной работы при реализации учебного процесса не только в общеобразовательных и средних профессиональных учреждениях, но и в образовательных учреждениях высшего образования.

Куратор академической группы является первичным звеном в организационной структуре воспитательной работы в Академии. Именно на его плечи ложится непосредственная работа с коллективом студентов.

Основным нормативным документом, регламентирующим работу кураторов в Академии, является «Положение о кураторе учебной группы».

Основная цель работы куратора состоит в содействии реализации воспитательного процесса в Академии, направленного на развитие личности, создание условий для социализации и самоопределения обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

При этом на куратора возлагается целый ряд функций:

прежде всего, это адаптация вновь поступивших студентов к особенностям организации учебного процесса в Академии;

знакомство студентов с историей, традициями Академии, отдельными факультетами и кафедрами;

оказание помощи в организации внеаудиторной работы, досуга, спорта, общественной деятельности, привлечение студентов к культурно-массовой работе и волонтерской деятельности;

мониторинг успеваемости студентов закреплённой учебной группы, контроль за соблюдением ими правил внутреннего распорядка Академии;

помощь куратора в организации дистанционных форм обучения и самостоятельной работы студентов с использованием электронной информационной образовательной среды и системы дистанционного обучения, что имеет особое значение в настоящее время.

В соответствии с принятой «Рабочей программой воспитания» определены основные направления воспитательной работы: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, физкультурно-оздоровительное, экологическое, профессионально-трудовое, культурно-творческое и научно-образовательное воспитание.

Естественно, что работа по реализации всех направлений требует больших затрат времени и сил и может стать неподъемным грузом для куратора академической группы. Поэтому помощь в работе куратора оказывают все структурные подразделения Академии. Для эффективного управления и координации воспитательной работы в структуре Академии создан Отдел воспитательной работы и молодежной политики, а также продолжает работу Совет по воспитательной работе под руководством помощника ректора Виктора Николаевича Левченко.

«Положение о кураторе учебной группы», определяет функции, права и обязанности куратора. Разработана форма дневника куратора академической группы, который позволяет фиксировать все мероприятия, в которых участвуют студенты, планировать работу на каждый семестр, собирать информацию о студенческом коллективе, проводить мониторинг успеваемости и посещаемости студентов. Ежегодно разрабатываются и принимаются «Основные направления организационно-воспитательной работы среди студентов», которые позволяют облегчить планирование и организацию работы кураторов. В начале каждого семестра традиционно проводится семинар кураторов, на котором их знакомят с основными задачами Академии на данный период, особенностями организации воспитательной работы. Перед кураторами выступают представители администрации Академии (ректор, проректоры, руководители структурных подразделений), медицинские работники, психологи, представители правоохранительных органов и общественных организаций, опытные кураторы и др.

Под руководством заведующей кафедрой истории и философии Тимошко Галины Владимировны работает кабинет психологической поддержки и разрабатываются методические материалы для знакомства кураторов с проблемами, связанными с особенностями темперамента, памятью, стрессовыми состояниями человека. Такая работа особенно важна в современных условиях, когда все мы находимся в состоянии перманентного стресса.

В Академии разработаны методические материалы, связанные с такой важной и актуальной проблематикой как противодействие экстремизму и терроризму. Старшим преподавателем кафедры техносферной безопасности Левченко Любовью Георгиевной составлены методические рекомендации «Преступная сущность идеологии терроризма и экстремизма», которые с успехом используются в работе кураторов.

Особое внимание в работе кураторов уделяется патриотическому воспитанию и мероприятиям по недопущению фальсификации истории. Здесь необходимо отметить материалы, выпущенные в серии библиотечка куратора, посвященные Великой Отечественной войне – это воспоминания очевидцев – Паринова Михаила Павловича и Кленцева Евгения Степановича.

На протяжении многих лет в Академии работает лекторская группа преподавателей, которая предлагает самую разнообразную тематику для проведения академических часов начиная от философских, исторических, культурологических, этических тем и заканчивая экономическими и техническими вопросами. Тематика данных лекций и бесед постоянно расширяется и обновляется, что позволяет в значительно степени облегчить работу кураторов и повысить заинтересованность студентов.

Работа куратора является сложным видом деятельности и накладывает определенные требования к личностным и профессиональным качествам.

Одной из основных проблем в работе кураторов, которая особенно остро проявилась в последнее время, ‑ это цифровизация образования, использование дистанционных форм обучения. Пандемия COVID-19, военные действия сделали единственно возможной формой организации учебного процесса именно электронные дистанционные образовательные технологии. В связи с новыми условиями и работа кураторов вынужденно переходит в дистанционную форму. Конечно, это совершенно необычные условия для осуществления воспитательной работы. Особенностью воспитательной работы является необходимость установления личного, доверительного контакта между наставником и обучающимся.

Реальность такова, что в воспитательной работе будут все более широко применяться дистанционные технологии. В связи с этим кураторам необходимо осваивать навыки коммуникации со студентами с использованием социальных сетей, мессенджеров и других средств общения в сети интернет. Проведение академических часов согласно расписанию также должно быть организовано с использованием видеоконференций Mail.ru.

Ежегодно деканатами проводится аттестация кураторов, при которой также учитывается оценка работы куратора, выставляемая студентами курируемой группы. Советом по воспитательной работе разработан ряд критериев для объективной оценки результатов работы кураторов.

Необходимо отметить, что с целью повышения эффективности деятельности кураторов в Донецкой Народной Республике организовано проведение Республиканского конкурса «Куратор года». Первый этап конкурса проводится на уровне образовательной организации. В этом году наши преподаватели впервые приняли участие в данном конкурсе. Для участия во втором этапе на уровне Республики были отобраны лучшие кураторы:

Аракельянц Наталья Витальевна, ассистент кафедры «Экономическая теория и информационно-стоимостной инжиниринг», куратор группы ИСИ-4а;

Берёза Павел Георгиевич, ассистент кафедры «Городское строительство и хозяйство», куратор группы ГСХ-25а;

Кубаренко Ирина Владимировна, ассистент кафедры «Архитектурное проектирование и дизайн архитектурной среды», куратор группы Арх-44а;

Савич Дарья Владимировна, ассистент кафедры «Теплотехника, теплогазоснабжение и вентиляция», куратор группы ТГВ-55а.

Конкурс проводился впервые, второй этап конкурса на Республиканском уровне проведен не был по независящим от нас причинам. Как видно из приведенного состава участников конкурса – это молодые преподаватели.

Следует также отметить, что кураторы, которые наиболее активно занимались воспитательной работой в период дистанционного обучения в первом семестре 2021-2022 учебного года, получили материальное поощрение.

Еще одним перспективным направлением в работе кураторов является привлечение студентов к участию во Всероссийском конкурсе молодежных проектов, который проводится в рамках федерального проекта «Развитие системы поддержки молодежи («Молодежь России»)».

Также нашим студентам предоставляется возможность участия в различных конкурсах связанных как с профессиональной деятельностью, так и с творческой и общественной работой. Следует отметить успешное участие студентов архитектурного факультета во Всероссийском конкурсе «Студент года. Архитекторы». В номинации «Лучший студент архитектор – проектировщик» они вошли в десятку лучших. Также наши студенты приняли участие в конкурсе плакатов «Я против коррупции», который проходил на базе Белгородского государственного технологического университета имени В. Г. Шухова.

Необходимо своевременно информировать кураторов о проведении подобных конкурсов, а кураторам, в свою очередь, доводить эту информацию до студентов и оказывать им помощь в оформлении требуемой документации.

По-прежнему актуальной является работа кураторов со студентами, проживающими в общежитиях. Конечно в настоящее время, когда студенты в общежитии отсутствуют, такая работа проводиться не может по объективным причинам, однако, мы продолжаем фиксировать низкую активность кураторов при посещении общежитий в периоды очного обучения. И даже в эти короткие периоды обучения, фиксируются случаи нарушения дисциплины и правил проживания в общежитиях. Мы, конечно же, надеемся на нормализацию ситуации, возвращение к традиционной очной форме организации учебного процесса и в этой связи необходима активизация работы кураторов совместно с заместителями деканов в общежитиях.

Постановили:

  1. Деканам факультетов и заведующим кафедрами при назначении кураторов академических групп отдавать предпочтение преподавателям, имеющим опыт организационной и педагогической работы.

Сроки: август-сентябрь, ежегодно; ответственные: деканы факультетов, заведующие кафедрами.

  1. Распространить опыт участия кураторов в Республиканском конкурсе «Куратор года», лучшим кураторам Академии предусмотреть возможность выплаты материального поощрения.

Сроки: октябрь, февраль ежегодно; ответственные: ректорат.

  1. В условиях дистанционного обучения организовать проведение мероприятий воспитательного характера с использованием электронных образовательных технологий.

Сроки: постоянно; ответственные: начальник отдела ВР и МП Водолажченко А. Г.

  1. Организовать регулярное посещение кураторами общежитий с целью проведения профилактической воспитательной работы со студентами.

Сроки: в течение учебного года; ответственные: деканы факультетов.

image_pdfimage_print