«Я хочу писать о нравственности. Все мои произведения – это поиски нравственного человека, это рассказы о людях нравственных. Потому что для меня нравственность – это тот фундамент, на котором человек основывает свою жизнь».
Борис Васильев
В преддверии юбилея Бориса Васильева – Лауреата Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени Андрея Сахарова «За гражданское мужество», самобытного, уникального, талантливого русского писателя, автора пронзительных книг о войне, библиотека Академии подготовила выставку-портрет «Просто помнить надо» (Абонемент художественной литературы, 2 корпус, 1 этаж). На выставке представлены произведения автора: «Не стреляйте белых лебедей», «Завтра была война», «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Летят мои кони», «Вещий Олег», «Были и небыли» и др. Два его знаменитых произведения в этом году тоже отмечают свои юбилеи – «А зори здесь тихие…» – 65 лет и «В списках не значился» – 50 лет. Многие произведения Бориса Васильева были изданы в переводе на английский, арабский, итальянский, немецкий, польский, французский, эстонский и другие языки.
«Борис Васильев –художник трагического, он выбирает ситуации экстремальные, порой жестокие, пишет страдания людей сквозь собственную боль, омывая невидимыми нам слезами гибель близких людей, которые становятся для нас столь же родными…» –писал в 1988 году поэт, лауреат Государственной премии СССР Андрей Дементьев. Пройдя пекло войны, он видел столько героизма и патриотизма людей, что не мог не воплотить этот опыт в своих произведениях. Творчество Бориса Васильева на первый план выдвигает этические проблемы любви, верности, товарищества, сострадания, нравственного долга и искренности в противостоянии цинизму и догматизму. Произведения писателя настолько объемны тематически, что охватывают практически все стороны жизни общества. Борис Васильев воплощение целой эпохи, представитель «гвардии» писателей и поэтов, которые к сожалению, покидают нас, растворяясь в вечности. К счастью, не бесследно, оставляя после себя богатое наследие из написанных романов, рассказов, пьес. Его наследие будет жить, пока мы с вами и все последующие поколения будут помнить. Помнить о том, через какое страшное испытание прошла наша страна во время Великой Отечественной Войны! Помнить о том, что пережили наши прадеды, деды и отцы во имя Победы!
Суровая правда войны
По сценариям Бориса Васильева снято 15 фильмов: «А зори здесь тихие», «Аты-баты, шли солдаты», «Не стреляйте в белых лебедей», «Я – русский солдат» – золотой фонд отечественного кинематографа, золотой фонд отечественной литературы. Предлагаем вспомнить лучшие фильмы, снятые по книгам мастера военной прозы.
Первым произведением писателя стала пьеса «Танкисты» – о сложном этапе смены поколений в послевоенное время. Она была адаптирована для сценической постановки под названием «Офицеры». Этот культовый советский военный фильм заслужено входит в «золотой фонд советского военного кино», являя собой пример настоящего патриотического воспитания для подрастающего поколения.
Самой успешной работой Васильева стала повесть «А зори здесь тихие…», написанная в 1969 году. Пронзительная история о противостоянии группы девушек-зенитчиц немецким диверсантам никого не оставила равнодушным. Душевность, лиричность, отказ от шумного пафоса и героики, неприхотливый, но содержательный стиль сделали повесть одним из лучших произведений о войне. В 1972 году по произведению был снят легендарный фильм. Экранизация повести имела оглушительный успех, став впоследствии классикой советского кинематографа. Картина номинировалась на «Оскар» в 1973 году.
Кинолента «На пути в Берлин» повествует о последних неделях Великой Отечественной войны. Она стала одной из первых кинокартин, где штурм «логова фашистского зверя» показан не только с позиции маршалов и генералов, а, прежде всего, с точки видения ситуации простых солдат и их непосредственных командиров.
Ещё один замечательный военный фильм «Аты-баты, шли солдаты…» В основу сюжета лёг подлинный фронтовой случай, произошедший ранней весной 1943 года под Харьковом. В течение пяти дней взвод истребителей танков сдерживал у села Тарановка моторизованную группу врага, начитывавшую в своём составе 35 танков и бронетранспортёров. Действие картины одновременно разворачивается в двух временных пластах: в 1970-е годы, когда дети собираются в месте последнего боя своих отцов, и в 1940-е – дни накануне того сражения.
Свою повесть «Завтра была война», посвященную роковой предвоенной эпохе 1940 года, Борис Васильев написал в 1972 году. И хотя фильм не о событиях Великой Отечественной войны, её приближение незримо присутствует на протяжении всего фильма. Кинолента «Завтра была война» получила целую россыпь главных и специальных призов на международных кинофестивалях в Испании, Польше, Франции и Германии. На Родине кинолента получила специальную Золотую медаль имени А. Довженко «За лучший военно-патриотический фильм».
В романе «В списках не значился», вышедшем в 1974 году, писатель рассказал о героической обороне Брестской крепости, которая «не пала, а истекла кровью». Кинолента «Я – русский солдат» — экранизация повести, к моменту своей премьеры стала лучшим фильмом, честно, объективно и достоверно повествующим о мужестве, доблести, героизме и трагической судьбе защитников Брестской крепости.
А его удивительная повесть «Не стреляйте в белых лебедей» (1973; одноименный фильм 1980 года) и рассказ «Вы чье, старичье?» (1982; экранизация 1988 года)? Самое главное в этих коротких вещах — это чувство глубокого и личного сострадания к слабым и беззащитным. Беззащитны лебеди перед браконьерами и старики-пенсионеры перед жестокостью общества и родных. Нет коллективного протеста против этой беззащитности, нет общей реакции на безгласную боль. Кажется, это больше всего волновало писателя.
Любая из тем, затронутых писателем, свидетельствует о высочайшем уровне его мышления и глубине таланта, что придает его произведениям масштабное общечеловеческое значение.
Избранные высказывания Бориса Васильева
Кроме темы войны, которая была центральной в творчестве Бориса Васильева, писатель выражал обеспокоенность таким явлением, как утрата исторической памяти и деградация нравственности и культуры.
Смелыми и бескомпромиссными можно назвать его рассуждения об отношениях народа и власти, о снижении гражданской активности в государстве.
Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя.
Давно известно, что каким бы решительным ни казалось нет, если заводится хотя бы маленькое, но, победа будет за ним.
Честь с мундиром не выдается. Честь – это нравственная начинка.
Мудрость и ученость разнятся между собой, как нравственность и знание статей Уголовного кодекса.
Образование — количественная оценка человека. А интеллигентность — оценка качественная.
Конечно, добро не всегда способно породить добро, но зло рождает только зло. Только зло, и ничего более породить неспособно.
Простейшие решения чрезвычайно редко бывают правильными.
Война — это не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает.
Войну не перекричишь… Она выстрел слышит, а голос — нет.
Красивая война всегда придумывается ради успокоения совести и победных реляций.
Всем на чужом пожаре занятье по душе найдется. Кому тушить, кому глазеть, а кому руки греть.
Глубокомысленный вопрос: «с чего начинается Родина?» – подразумевает простейший ответ: с уважения к истории своего народа вообще и к своим родителям в частности.
Кулисы истории, а в особенности, ее костюмерные хранят неисчислимое количество карнавальных масок, личин, картонных корон и вполне осязаемых скипетров. А работяги за кулисами отлично знают, когда и какой именно занавес опустить или поднять для уважаемой публики, именуемой народом.
История не веревка, ее заново не свяжешь, однажды разрубив. Понадобится новая веревка, которую и начнут вить из народа.
Историческое бесправие – вечное проклятие России, которое ох как скажется потом…
Из России невозможно выйти, и в какую бы ты сторону ни шел, она всегда будет вокруг тебя. (…) Говорить о своей любви к Родине – всё равно что утверждать, будто вода мокрая, а молоко – белое. Родине служат, Родине сострадают, за Родину умирают, но болтать о любви к ней может только человек глубоко равнодушный. Любовь — это действие, а не слова, а если любовь — слова, то это фальшивая любовь.
А когда люди ищут справедливость? Тогда, когда теряют ее или думают, что потеряли. Или решают вдруг, что вчерашняя справедливость не годится для сегодняшнего дня, а завтра станет совсем враждебной… И начинают искать, причем каждый ищет со своим фонарем, уверяя, что только он и способен высветить истину во мраке исторических заблуждений.
История – деловой портфель с документами, которые всегда следует держать под рукой, потому что они могут вдруг оказаться востребованными…
Материал подготовила библиотекарь 1 категории
И.В. Туковская