Любая библиотека, отмечая памятную или юбилейную дату писателя, прежде всего готовит выставку книг о жизни и творчестве этого автора. Библиотека академии приглашает вас к просмотру книжной выставки «Художественные открытия Н.В. Гоголя», подготовленную абонементом художественной литературы, (2 корпус, 1 этаж)
Жизнь Гоголя полна «белых пятен». Лучшие свои книги он написал за границей, глядя на родную Русь издалека. Его называли мистиком и реалистом, монахом-художником и христианином-сатириком, возвышенным поэтом и прозаиком, критиком России и верным сыном, воспевающим ее, аскетом и юмористом. Одни его считали грустным, других он заставлял смеяться.
Гениальный художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же загадок и тайн. В его творчестве переплелись фантастика и реальность, прекрасное и безобразное, трагичное и комическое.
На выставке представлены произведения Н.В. Гоголя разных лет издания со вступительными статьями, комментариями и иллюстрациями. Читатели также найдут на выставке литературоведческие и критические работы, посвященные произведениям Н.В.Гоголя.
Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», комедия «Ревизор», «Петербургские повести», «Миргород».
Восхитительные образы «Ночи перед Рождеством», яркие народные гуляния на «Сорочинской ярмарке», жуткие истории про «Майскую ночь» и «Страшную месть». Это только маленький список знаменитых произведений Н.В.Гоголя, который считается самым мистическим российским писателем, а за границей его сюжеты приравниваются к готическим рассказам Эдгара Аллана По.
В цикл «Миргород» входит самое загадочное и мистическое произведение Гоголя «Вий». Первая экранизация повести вышла в свет в 1909 году. Это был немой короткометражный фильм режиссера Василия Гончарова. Последняя экранизация повести «Гоголь. Вий» режиссера Егора Баранова вышла на экраны в 2018 году. У вас, уважаемые студенты, есть замечательная возможность сопоставить повесть и ее современную экранизацию.
У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом жизни, потому что вложил в него самые заветные, самые сокровенные мысли. Таким произведением для Гоголя стали «Мертвые души», работе над ним он отдал 17 лет жизни. Сюжет был подсказан Гоголю Пушкиным в 1835 году. Уже через год после начала работы Гоголь писал: «Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!»
В 30-е годы, наряду с работой над повестями, Гоголь обращается к драматургии и создает комедии «Ревизор» и «Женитьба», которые по праву заняли ведущее место в истории русского театра. «Наша сценическая литература еще бедна и молода, это правда, — указывал в 1859 году А.Н. Островский, — но с Гоголя она стала на твердой почве действительности и идет по прямой дороге».
Театру и драме Гоголь действительно придавал большое значение. Его мысли о театре разбросаны в его письмах (к актеру Малого театра М.С. Щепкину, к своим современникам-писателям, а также в статье «Театральный разъезд»). Гоголь видел высокое предназначение театра в просвещении и воспитании народа, он придавал ему значение храма.
Наверное, поэтому, драматургия Гоголя практически полтора века не сходит с подмостков театров. Художник и литератор Юрий Анненков так писал о Гоголе-драматурге: «Новаторство Гоголя как драматурга заключалось как раз в том, что вместо «больших господ» он вывел на сцену маленьких людишек, выхваченных из каждодневной жизни, вместо ливрейного лакея и нарядной субретки — крепкого мужика и плохо причесанную девку, вместо крупных коммерсантов — добрых русских купчиков, а вместо агента по свадебным делам — простую хитроватую сваху».
По произведениям Гоголя созданы оперы и балеты. Так, любимой книгой Римского-Корсакова были «Вечера на хуторе близ Диканьки». Композитор написал план и либретто «Майской ночи», «держась в точности сюжета Гоголя и поскольку возможно сохраняя его разговорный текст, имеющийся в изобилии в его повести».
А вот, как А.С. Пушкин отзывался о вечерах: «Сейчас прочел «Вечера». Они изумили меня, вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я и доселе не образумился».
Память
Произведения писателя обязательны для изучения в школах и высших учебных заведениях. В память о Николае Васильевиче в СССР и других странах были выпущены почтовые марки. Именем Гоголя названы улицы, драматический театр, педагогический институт и даже кратер на планете Меркурий. Во многих городах память о писателе увековечена в памятниках.
Существовало предание, что Гоголь родился в дороге, что разлившаяся река снесла мост и не дала обозу из Васильевки вовремя попасть в Сорочинцы. И потом всю жизнь Гоголь называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Дорогу, которая началась 1 апреля 1809 года, дорогу — в поисках счастья, в поисках правды, смысла жизни, высокого предназначения.
«Бесконечно велик тот, кто объединяет около своего имени, своей личности людей без различия взглядов и направлений», — отметил в своей речи городской голова Москвы Н. И. Гучков по случаю празднования 100-летней годовщины со дня рождения Н.В. Гоголя в 1909 году. Сегодня, мы с полным правом можем подтвердить его слова, отмечая 1 апреля 2019 года 210 лет со дня рождения писателя.
Материал подготовил
библиотекарь 1 категории
Т.Н. Шинкарева