В этом году исполняется 350 лет со времени рождения знаменитого русского архитектора Доменико Трезини. Все архитектурное сообщество, Северная столица России, отмечают эту дату с особым уважением. К Международному дню архитектуры мы подготовили для вас интересный материал об этом известном зодчем. Творения Трезини сегодня являются частью обязательной программы при изучении русского зодчества, ведь без него облик Санкт-Петербурга и России был бы иным.
Оказывается…
В этом году стартовал уже Третий международный архитектурно-дизайнерский конкурс «Золотой Трезини — 2020». Конкурс назван в честь Доменико Трезини (1670–1734) – первого архитектора Петербурга. «Золотой Трезини» — единственный архитектурно-дизайнерский конкурс, в жюри которого вошли ректоры и деканы архитектурных вузов и факультетов со всех континентов, кроме Антарктиды.
В этом году все номинации конкурса стали международными, и в конкурсе уже участвуют проекты из Аргентины, Белоруссии, Испании, Мексики, Норвегии, Португалии, США и Франции.
По данным оргкомитета конкурса, на сегодня к участию принято 50 проектов.
В конкурсе «Золотой Трезини» принимает участие много молодёжи. Впервые в Петербурге этот конкурс объединяет на одной сцене студентов и серьёзных номинантов — практикующих архитекторов и девелоперов. Организаторы конкурса, таким образом, поднимают студентов на уровень признанных мэтров.
Председатель оргкомитета «Золотого Трезини» подчеркивает: «Мы рады, что, несмотря на карантин и нарушение привычного режима учебы, достаточно активны студенты: 7 проектов в целом в номинациях «Лучший студенческий архитектурный проект» и «Лучший студенческий проект общественного пространства»
Санкт-Петербург… Его царственное величие и красота, душевность и харизма, символы города-героя и победителя никого не оставляют равнодушным. В него влюбляются с первого взгляда и любят трогательно всю жизнь. Сoтни тысяч тypистовизрaзныx уголков земного шара приезжают в город на Неве, чтобы насладиться великолепием и величием его архитектуры.Ведь именно произведения архитекторов создают неповторимый образ Петербурга.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
А.С. Пушкин
Современным жителям Петербурга, трудно представить, каким был «Град Петров» в годы своего рождения. А между тем, когда в феврале 1704 года, на берега Невы прибыл никому неизвестный архитектор Доменико Трезини, ничто не предвещало появления здесь Северной Венеции. «Болота, древесина, вода», – опишет архитектор место великого строительства много лет спустя.
Имперская столица России своим внешним видом обязана итальянцам — именно они со своими ордерными системами, барокко и любовью к камню спроектировали большую часть парадного Петербурга. Начал эту “итальянскую традицию” итальянский архитектор при датском дворе Доменико Андреа Трезини.
Удивительная судьба – молодой, никому не известный человек становится главным архитектором новой столицы Российской империи и на много лет вперед определяет ее архитектурный облик. Сегодня здания, построенные швейцарцем, являются архитектурными жемчужинами Северной столицы.Его имя на десятках языков каждый день произносят сотни экскурсоводов.Биография зодчего – это часть большой русской истории…
Архитектор и инженер Доменико Джованни Трезини (1670–1734) родился в Швейцарии, обучался в Италии, а затем отправился на службу в Данию. Именно там он был замечен русским дипломатом А.П. Измайловым и приглашен на службу во благо России, как мастер фортификационных сооружений.
1703 год стал поворотным в жизни Доменико Трезини. В этом году зодчий прибыл в Россию и вскоре начал работать над строительством форта Кроншлот, а также руководил созданием укреплений в районе Дерпта и Нарвы.
Затем перед архитектором встала новая задача – перестроить в камне Петропавловскую крепость, ранее заложенную по плану Петра I (Петропавловская крепость возвышалась в первоначальном своем варианте – из глины и дерева, фундамент Адмиралтейства еще не был заложен…). По замыслу Петра город должен был начинаться с крепости, поэтому именно дату закладки первого камня в основание Петропавловской крепости — 27 мая 1703 г. — считают днем рождения Санкт-Петербурга. Зодчему предстояло возвести стены крепости, въездные ворота, мост на территорию крепостного острова, собор и ряд больших служебных построек.
До нынешнего дня (как утверждают некоторые специалисты) дожили 16 строений Д. Трезини в Санкт-Петербурге, но его основное наследие – это планировка Васильевского острова и формирование облика Северной столицы.
В России Трезини прожил почти 30 лет, получил признание и прославился как первый и главный архитектор Петербурга и основоположник раннего русского барокко.
Будучи главным архитектором Санкт-Петербурга, Трезини составил по указанию Петра I «образцовые» (типовые) проекты городских жилых домов и пригородных дач (1717—1721). Постройки Трезиниотличает регулярность планов, скромность декоративного убранства, сочетание красивых ордерных элементов с барочными деталями.
Сохранилось множество эскизов к проектам за подписью обрусевшего архитектора, как его называли в России, «архитект Андрей Акимович Трезин».
Почему именно Доменико Трезини стал самым активным строителем петровского Санкт-Петербурга? Ведь при Петре на берегах Невы трудились не менее талантливые зодчие: Ж. Б. Леблон, А. Шлютер, Г. Киавери, Н. Микетти, Г. И. Маттарнови, Б. К. Растрелли. Дело в том, что именно этот архитектор оказался не только талантливым, но и наиболее добросовестным, трудолюбивым и энергичным. А эти качества очень ценил Пётр. Именно Трезини смог воплотить большинство желаний Петра I.
Царский стиль Санкт-Петербурга, стиль барокко вдохновенный,
Был усвоен им по-русски истово и совершенно.
В величавом блеске встали: Зимний, Смольный, дом Фонтанный,
Воронцовский на Садовой, церковь Симеона с Анной…
Строгость творчества Трезини, роскошь пылкого Растрелли –
В первом стиле Петербурга сил своих не пожалели.
Торжество столицы новой над другими городами
Вестью пронеслось чудесной над пространством и веками.
Настоящим шедевром Трезини стал Петропавловский собор (1712-1733) – трехнефная базилика с великолепной колокольней высотой 112 метров, увенчанной грандиозным шпилем. Согласно легенде, именно с колокольни – по указанию Петра I – и начали строить собор. Башню венчает шпиль с фигурой ангела. Он не имеет аналогов в мире, его видно всегда и при любой погоде. В этом проекте Трезини выступил смелым экспериментатором и представил совершенно необычный, новый в русском архитектурном искусстве тип собора, противопоставив взлетающий остроконечный шпиль колокольни гармоничному и спокойному барабану купола.
Петропавловский собор- сердце города,
Императорам усыпальница.
Здесь начало берёт история,
Воля здесь да тоска-печальница.
Собор стал одним из наиболее значимых творений Трезини, там были похоронены все императоры, кроме Александра III (похороненного в Москве) и Ивана VI, место упокоения которого неизвестно до сих пор.
Летний дворец Петра I считается одним из самых старых зданий в Санкт-Петербурге. Легендарный архитектор трудился над ним4 года (с 1710-го по 1714-й). Летняя резиденция Петра I достаточно скромная как для тех времен и состоит всего из 14 комнат, 2 поварен и 2 внутренних коридоров. На первом этаже располагались комнаты царя, на втором — его супруги Екатерины. Хозяева использовали этот дом только в теплое время — с мая по октябрь. Именно поэтому в Летнем дворце Петра I тонкие стены и одинарные рамы в окнах. Фасад дворца украшают 28 барельефов, на которых изображены события Северной войны.
На крыше Летнего дворца Петра I расположен медный флюгер в виде Георгия Победоносца, поражающего змея. Флюгер приводит в движение механизм ветрового прибора, расположенного внутри дома. На специальном табло прибора указывались направление и сила ветра. Это необычное для того времени устройство Петр I заказал в Дрездене у придворного механика.
Вскоре после основания Петербурга у царя Петра возник замысел основать неподалеку от города монастырь в честь князя Александра Невского. Место для монастыря выбрал сам царь. Доменико Трезини выполнил модель монастыря, которую Петр утвердил, и в 1712 г. приступили к работам. Так появился первый и самый крупный монастырь на территории Северной столицы. Учитывая пограничное положение будущей святыни, Доменико спроектировал и ее возможную фортификацию: монастырь мог легко превратиться в крепость. Между Невой и Черной речкой были разбиты сад и огород, а также появились кузница, конюшня, скотный двор и столярная мастерская. И сейчас малиново-красные с белым декором корпуса и Благовещенская церковь являются украшением Александро-Невской лавры.
Ярким памятником архитектуры Петровской эпохи является здание Двенадцати коллегий — первое каменное правительственное сооружение в новой столице (теперь главное здание Петербургского университета). Для лучшего архитектурного решения царь даже объявил первый в России архитектурный конкурс. В результате были приняты проекты Трезини и Швертфегера, а руководство строительством было поручено Трезини.
Здание возводили в период с 1722-го по 1733 год. Сильно вытянутое в длину, оно имеет двенадцать секций. Каждая из них оформлена как самостоятельный дом.
Главная придворная аптека
Первая аптека изначально располагалась в Петропавловской крепости, однако в 20-х годах XVIII века ей было выделено новое место. Архитектором здания стал Трезини, а его детище было возведено на углу Миллионной улицы и Аптекарского переулка. В 1789 году сооружение было перестроено Кваренги.
Собственный дом (1723 — 1726)
Император Петр I отдал место для возведения дома для градостроителя, которому доверял настолько, что стал крестным его сына. Утверждается, что проект здания выполнил сам Трезини, а строительством здания занимался его ученик – М.Земцов.
Дом строился очень медленно, не хватало рабочих и материалов. Только в 1723 году заложили фундамент, а к 1726 году дом еще не был подведен под крышу. Это были не только личные апартаменты зодчего и его семьи, в здании также находились мастерские, где он работал со своими учениками. Дом стал образцом того самого «петровского барокко» и украсил собой Университетскую набережную.
После кончины Доменико Трезини здание перешло во владение его вдовы и детей. В течение 19 и 20 вв. он неоднократно менял владельцев, пока совсем не опустел. Лишь вначале 21 в. дом Трезини отреставрировали и в нем открылся пятизвездочный отель «Дворец Трезини».
В 2014 году у Благовещенского моста на Васильевском острове, рядом с домом, где жил зодчий с семьей, один из лучших петербургских скульпторов Павел Игнатьев поставил пятиметровый памятник архитектору. Уроженец Тичино стоит на петербургском морозе и в летний зной, в богатой шубе и смотрит на город, который он построил.
Трезини продолжал активную деятельность и после смерти Петра I. Правда, при императрице Анне Иоанновне, занявшей российский трон в 1730 году, его положение заметно ухудшилось. В моду вошло пышное барокко, и стиль, в котором работал архитектор, уже не был столь востребован. Возведением дворцов Трезини больше не занимался, на его долю осталось строительство казенных зданий.
Умер Трезини в Петербурге 19 февраля 1734 года. Похоронили архитектора на кладбище у Сампсониевского собора, но могила его, к сожалению, не сохранилась.
Это интересно
- Екатерина I за казенный счет послала сына Трезини Петра, крестника Петра Великого, стажироваться в Италию.
- 1 января 1726 года Доменико Трезини «за его труд и прилежность» было пожаловано звание инженера-полковника. Согласно табелю о рангах, это давало право на титул «ваше высокоблагородие» и российское потомственное дворянство.
- 21 июля 1730 года стареющий архитектор написал императрице Анне Иоанновне прошение о передаче ему «в Ингерманландии, в Копорском уезде мызою Зарецкую с принадлежащими к ней деревнями с людьми и со крестьяне, с пашней и с сенным покосом и со всеми к тому угодьи – в вечное и потомственное владение». Прошение было удовлетворено: уникальный случай в русской истории, когда иностранный зодчий за свою работу получил в награду поместье.
- Если бы Доменико Трезини ничего не построил в Петербурге, а только воспитал бы первого талантливого русского зодчего, то и этого достаточно, чтобы остаться в памяти благодарных потомков. Из школы Трезини вышло немало опытных помощников архитектора — гезелей: Иван Коробов, Михаил Земцов, Василий Зайцев, Григорий Несмеянов, Никита Назимов, Данила Ельчанинов, Федор Окулов. Не зарыл мастер свой талант в землю. Целиком отдал на благо России — своей новой родины.
- Потомок первого архитектора Петербурга Доменико Трезини, Лоренцо Трезини (LorenzoTrezzini, род.в 1968), стал членом жюри Второго открытого архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини».
- Где-то в бесконечном пространстве вселенной летит астероид №19994, носящий имя великого зодчего, всю свою жизнь посвятившего воплощению красивой мечты…
Материал подготовила
библиотекарь 1 категории
Т.Н. Шинкарева